РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Протокол №17 От «31» октября 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» ______________________О.Л.Лункина Приказ №522 от «08» ноября 2023г ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ В 1-4 КЛАССАХ 2023г. 2 ПОЛОЖЕНИЕ об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах (новая редакция) 1. Общие положения Положение об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах (новая редакция) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012№273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России с изменениями и дополнениями) - Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Столбовкая средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»; - Локальными актами, регламентирующими содержание и порядок аттестации учащихся школ. Настоящее Положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Целью комплексной проверочной работы является оценка способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе. Итоговая комплексная контрольная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника. Итогoвaя кoмплекснaя контрольная paбoтa - сoстaвнaя чaсть oбщeгo пaкeтa итoгoвыx кoмплексных paбoт для нaчaльнoй школы. Итогoвaя кoмплекснaя контрольная paбoтa строится на следующих oбщих пpинципах: - раздeльнoй oцeнки дoстижения бaзoвoгo уpoвня тpeбoвaний к пoдгoтoвкe, связaннoгo с тaким paздeлoм дoстижeния плaниpyeмых peзультaтoв, кaк «Bыпускник научится», и повышенных ypoвней пoдгoтoвки, связaнных с тaким пoказaтeлeм дoстижения плaниpyeмых peзультaтов кaк «Выпускник получит возможность научиться»; - оцeнивaния мeтoдoм «сложения», пpи кoтopoм фиксиpyeтся дoстижения бaзoвoгo ypoвня тpeбoвaний и eгo пpeвышение (пpи этом зa пpeвышени бaзoвoгo ypoвня дoбaвляются дoпoлнитeльные баллы); - кyмyлятивнoй (нaкoпитeльнoй) oцeнки; - oткpытocти и peaлистичнoсти нopм и кpитepиeв; - пpизнания пpaвa учащегося нa ошибку, реализуемого в итoгoвoм oцeнивaнии чepeз систeмy норм оценивания; - пpизнaния пpaва учащегося нa досдачу имеющихся пробелов в части бaзoвьrx требований, и пpи желании - нa пересдачу итоговой работы с цeлью пoдтвepждeния выпускником нaчaльнoй школы бoлee высoкиx ypoвнeй учебных дoстижeний. 2. Итоговая комплексная контрольная работа Итоговая комплексная контрольная работа проводится один раз в конце учебного года, в сроки, установленные педагогическим советом школы. 3 Итоговая комплексная контрольная работа не вносится в рабочие программы по учебным предметам. Итоговая комплексная контрольная работа фиксируется в классном журнале на предметных страницах «Что пройдено на уроке». Время проведения, количество вариантов, способы прочтения заданий, правила взаимодействия в классе учитель определяет самостоятельно. В зависимости от подготовки класса целесообразно отвести на проведение работы два, три или четыре урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 2025 минут на каждом уроке. Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется. К итоговой комплексной контрольной работе допускаются все учащиеся 1-4классов. Учащиеся 1-4 классов (в соответствии с требованиями ФГОС НОО) выполняют итоговую комплексную контрольную работу на межпредметной основе, включающую русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир. Итоговая комплексная работа состоит из 2-х частей – основной и дополнительной. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты – показатель достижения учеником базового уровня требований ФГОС. Задания дополнительной части имеют более высокую сложность, поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося не обязательно – оно выполняется только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат, но успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижений ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (с дисграфией и дислексией, ТНР идр.) либо освобождаются от данной работы и обеспечиваются другим заданием, либо выполняют работу, но негативные результаты интерпретации не подлежат. Перед проведением работы проводится инструктаж с объяснением правил выполнения работы. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если обучающийся не успел выполнить работу за отведенное ему время, необходимо дать ему возможность закончить её выполнение. Работа проверяется учителем в соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов приложенных к каждому варианту. 3. Оценка результатов Результаты выполнения заданий, отслеживаемые параметры (скорость чтения, почерк), отдельные факторы заносятся в оценочный лист. Выполнение итоговой комплексной контрольной работы оценивается в целом суммарным баллом ,полученным за выполнение всех заданий. Критерии оценивания заданий: Тип ответа (решения) Параметры оценивания Выбор правильного ответа из предложенных вариантов 1балл - правильный ответ; 0 баллов - неправильный ответ запись краткого ответа; 1 балл – правильный ответ; 0 баллов - неправильный ответ запись развернутого ответа 2 балла – полный правильный ответ; 1 балл - частично правильный или неполный ответ; 0 баллов - неправильный ответ. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50%-65% от максимального суммарного балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что 4 он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала,– он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Результаты выполнения заданий заносятся в «Портфолио» обучающихся. При организации, проведении и анализе итоговой комплексной контрольной работы учитель использует Приложения1-5 к данному Положению. 5 Приложение 1 к Положению об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах Памятка для учителя 1. Работа направлена на получение интегрированной итоговой оценки основных результатов обучения в конце каждого класса. Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части выполняются по порядку всеми детьми. В дополнительной части можно выбирать задания. 2. Детей с дисграфией или дислексией целесообразно освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание. 3. Условия проведения — время, количество вариантов, способ прочтения заданий, правила взаимодействия в классе учитель определяет самостоятельно. 4. Перед проведением работы необходимо провести краткий инструктаж с объяснением особенностей и правил выполнения работы (как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, как сообщить об окончании работы над основной частью и др.). 5. Во время работы необходимы и целесообразны помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы. Прямое подсказывание недопустимо. 6. Во время выполнения детьми работы необходимо отследить момент перехода от основной части к дополнительной, в случае ошибок предложить учащимся еще поработать над заданиями основной части. 7. Работа проверяется учителем в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов. 8. Результаты выполнения заданий, отслеживаемые параметры (скорость чтения, почерк), отдельные факторы (сформированность навыков чтения при поступлении в школу) заносятся в оценочный лист. 6 Приложение 2 к Положению об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся 1. Прочитайте внимательно текст и задания к нему. 2. Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей. 3. Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы. 4. Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы. 5. Подумай о рациональном распределении времени. 6. Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы. 7. Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены. 8. Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания. 9. Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время. 10. При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами. 7 Приложение 3 к Положению об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА учащегося(ейся) (фамилия, имя ученика) Учитель Дата проведения Результаты оценивания работы класса 8 Приложение 4 к Положению об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Учитель Класс Дата Всего обучающихся ,в т.ч. дети с ОВЗ Учебники (предметной линии) № п/п Писало работу: ФИ № варианта Основная часть (баллы) Дополнительная часть (баллы) чел.; Выполнили основную часть чел. ; дополнительную часть чел. Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня чел. Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня чел. базовый и повышенный уровни -15–18 баллов чел. % Освоили базовый и повышенный уровни -10–14 баллов чел. % Освоили базовый уровень - 4–9 баллов чел. Не освоили базовый уровень–менее 4баллов Подпись учителя Общий балл / % чел. % / % % Освоили 9 Приложение 5 к Положению об итоговой комплексной контрольной работе в 1-4 классах ПРИМЕРНАЯ ТАБЛИЦА АНАЛИЗА ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ Номер задания Учебный предмет Проверяемые умения и учебный материал Уровень сложности Максимальн ый балл Основная часть 0 Чтение, навыки чтения 1 Чтение, осознанность чтения Чтение, выборочное чтение Русский язык, правописание Русский язык, морфология Окружающий мир, природные объекты Русский язык, фонетика Математика, числа и величины 2.1 2.2 3 4.1 4.2 5.1 Математика, числа и величины 6 Математика, числа и величины Всего Дополнительная часть 5.2 Скорость чтения не сплошного текста про себя или шепотом Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение Первичное умение определять части речи–глагол и имя существительное Умение приводить примеры из исходного текста к предложенной классификации животных Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях Умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания и деления) В баллах не оценивае тся БУ 1 БУ 1 БУ 2 БУ 1 БУ 1 БУ 1 Вычислительные навыки при выполнении действий БУ сложения, вычитания и деления Умение находить величину, отвечающую заданному БУ требованию (меньше чем..., но больше чем…) 6 заданий базового уровня, максимальный балл–9 1 1 Успеш -ность в % 7 8.1 8.2 9.1 9.2 10 11 Математика, числа и величины Чтение, математика, работа с данными Математика, работа с данными Чтение, работа с информацией (интерпретация) Чтение, работа с информацией (аргументация). Русский язык, развитие речи Русский язык, развитие речи(высказывание). Окружающий мир, Человек и природа Русский язык, лексика Всего Вся работа в целом 10 Умение решать текстовую задачу с недостающими данными ПУ 2 Умение заполнять таблицу, используя необходимую ПУ информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр Первичное умение ранжировать числа ПУ 1 Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных Умение пояснять выбранное суждение ПУ 1 ПУ 1 Первичное умение строить свободное высказывание на ПУ заданную тему 2 Умение объяснять значение слова 1 ПУ 1 5заданий повышенного уровня, максимальный балл–9 Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – 2 дополнительные поощрительные баллы ВСЕГО: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9 баллов). Всего 18 баллов. ЭТО ВАЖНО! От 0 до 2 дополнительных поощрительных балла за самостоятельность выполнения работы. Итого максимальный балл за работу – 20 баллов