МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. ТОКАРЕВА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Столбовое 2023 г Приложение 2 к приказу от 20.09.2023 №483 ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Методическая тема школы: «Образовательная среда школы как ресурс и условие повышения профессиональной компетентности педагога, развития творческих способностей, обучающихся в контексте реализации ФГОС второго и третьего поколения». Цель: создание условий для непрерывного развития учительского потенциала, повышения уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго и третьего поколения. Задачи: 1. Обновление и совершенствование содержания образования через: - повышение качества образовательной деятельности школы за счет совершенствования организационной и управленческой деятельности; - развитие благоприятной и мотивирующей атмосферы в школе, обучение обучающихся навыкам самоконтроля, самообразования и формирования универсальных учебных действий; - совершенствование образовательной среды, а также ЦОС на основе внедрения современных образовательных технологий; - осуществление деятельности по переходу на обновленные стандарты: ФГОС НОО и ФГОС ООО; - повышение профессиональной компетентности педагогов через систему непрерывного образования, активизация деятельности коллектива по реализации инновационных программ; - активизация работы с мотивированными обучающимися, развитие творческих способностей детей; - совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса и привития навыков здорового образа жизни; - совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования; 2. Дальнейшее развитие кадрового потенциала через: - активизацию работы по развитию творческого потенциала учительского корпуса за счет дальнейшей реализации мер стимулирования; - обеспечение методического сопровождения работы с молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами; - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары, повышение квалификации; - обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования второго поколения и обновленных ФГОС НОО и ООО третьего поколения. 3. Совершенствование системной поддержки развития творческих способностей обучающихся через: - выявление и развитие детской одаренности и поддержки обучающихся в соответствии с их способностями, в том числе и в ходе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования; - реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах интеллектуально-творческой деятельности; - формирование исследовательских умений обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации и осуществлению проектноисследовательской деятельности. Миссия методической работы школы – УСПЕХ ДЛЯ КАЖДОГО. Основные идеи, лежащие в основе управления методической работой: 1. Использование технологии педагогического проектирования. 2. Реализация новых подходов к повышению квалификации педагогических кадров: усиление субъектной позиции педагога в повышении квалификации – разработка и реализация педагогами индивидуальных образовательных маршрутов на основе самодиагностики и самоанализа. 3. Личностно-ориентированный подход (весь методический процесс строится от личности педагога, его опыта, знаний, профессиональных интересов и умений. Ориентиры деятельности: - реализация системного подхода; - выявление готовности педагога работать в инновационном режиме; - диагностические и аналитические мероприятия; - разработка комплексно- целевой программы (методический сервис); - организация работы учителей по освоению и внедрению новых образовательных технологий, создание технологический информационнообразовательной среды (информационно-технологический сервис); - обобщение и распространение опыта. Приоритетные направления обеспечения методической работы: Организационное обеспечение 1. Совершенствование опыта работы педагогов по использованию информационных технологий и внедрения их в образовательный процесс. 2. Повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможностей урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, методических дней, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях и т.п. 3. Совершенствование подходов к изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта педагогических работников. 4. Оказание методической помощи молодым учителям. 1. Активное внедрение в практику продуктивных современных образовательных технологий, Технологическое обеспечение ориентированных на совершенствование уровня преподавания учебных предметов, курсов, модулей, на развитие личности обучающегося Информационное обеспечение 1. Изучение документов федерального и регионального уровней, регламентирующих введение обновленных ФГОС НОО и ООО. 2. Продолжение подбора методических и практических материалов методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет-ресурсов, электронных баз данных и т.п. 3. Создание банка методических идей и наработок учителей школы. 4. Разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям. 5. Создание банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научнотеоретической информации. 6. Подбор материалов для проведения педагогических и методических советов, семинаров, конференций (по плану работы школы). 1. Психолого-педагогическое сопровождение обучения. Создание условий для 2. Изучение особенностей индивидуального развития обучающихся. реализации личности ученика: 3. Формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности. разработка концепции 4. Создание условий для обеспечения профессионального самоопределения обучающихся. воспитательного пространства 1. Отслеживание динамики здоровья обучающихся. Создание условий для 2. Разработка методических рекомендаций педагогам по использованию здоровьесберегающих укрепления здоровья методик и преодолению учебных перегрузок обучающихся обучающихся Диагностика и контроль результативности образовательного процесса 1. Контроль знаний обучающихся. 2. Использование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний обучающихся. 3. Совершенствование у обучающихся УУД, способов деятельности. 4. Диагностика деятельности педагогов по развитию у обучающихся интереса к обучению, результативности использования индивидуальных, групповых занятий, курсов. Формы методической работы: 1. Тематические педагогические советы 2. Методический совет. 3. Школьные и районные методические объединения учителей 4. Работа учителей по темам самообразования. 5. Единые методические дни школьного и муниципального уровней 6. Открытые уроки 7.Предметные недели 8. Методические семинары разного уровня 9. Консультативная работа 10. Организация работы с одаренными и талантливыми обучающимися 11. «Портфолио» педагога и ученика 12. Организация и контроль повышения квалификации педагогов 13.Аттестация руководящих и педагогических работников Технологии направления деятельности методической работы: 1. Организация и планирование деятельности школьных методических объединений учителей 2. Организация и проведение обучающих методических мероприятий 3.Обеспечение выполнения учебных программ 4. Обобщение передового педагогического опыта Основные направления деятельности 1.Обеспечение управления методической работой школы Цель: обеспечить непрерывную связь системы методической работы с образовательным процессом 1.1. Организационно-педагогическая деятельность Цель: выработка единых представлений о перспективах работы, определение направлений деятельности № Планируемые результаты Сроки Ответственные Результат п/п Администрация Утверждение методической 1. Утверждение методической темы школы на август 2023-2024 учебный год темы плана Заместитель директора Утверждение 2. Составление плана методической работы школы август по УВР, руководители методической работы на 2023-2024 учебный год ШМО сентябрь Заместитель директора Приказ 3. Утверждение состава методического совета по УВР Заместители директора Список 4. Составление базы данных о количественном и сентябрь качественном составе педагогов на 01.09.2023г. школы по УВР Заместитель директора Приказ 5. Перспективный план аттестации руководящих и сентябрь педагогических работников. по УМР в течение учебного года Заместители директора Подборка материалов 6. Изучение нормативно-правовой документации по УВР, ВР. Руководители ШМО Руководители ШМО. Формирование перечня 7. Утверждение списка УМК по обновленным ежегодно ФГОС НОО и ООО библиотекарь. 8. Формирование ШМО август Заместитель директора Приказ по УВР 1.2. Работа Методического совета Цель: проектирование развития образовательного процесса, организация продуктивной педагогической деятельности август 9. Заседание №1 Протокол МС Асанова К.И. 1. Задачи методической работы по повышению заместитель директора эффективности и качества образовательной по УВР, деятельности в новом 2023-2024 учебном году. руководители ШМО 2. Утверждение 10. плана методической работы школы на 2023-2024 учебный год. 3. Рассмотрение плана работы методических объединений. 4. Рассмотрение рабочих программ по учебным предметам в соответствии с обновленными ФГОС и курсам. 5. Составление перспективного плана повышения квалификации и плана аттестации педагогических кадров школы на 2023-2024 учебный год. 6. Организация самообразовательной работы педагогических кадров над методическими темами и педагогическими проблемами в 20232024 учебном году, приведение в соответствие с педагогической проблемой школы. 7. Ознакомление руководителей ШМО с требованиями законодательства в области качества образования. 5. Согласование графика проведения предметных недель. 6. Методология (целевая модель) наставничества. Изучение методических рекомендаций. Заседание №3 1.Анализ результатов 1 полугодия. 2. Итоги проверки качества естественнонаучного образования в школе. 3. О ходе реализации деятельности по обновленным ФГОС НОО, ФГОС ООО. 4.Испонение графика оценочных процедур по итогам 2 четверти (первого полугодия). 5. Корректировка графика предметных недель на 2 полугодие 6.Организация работы по повышению квалификации педагогов в 2024 году. январь Асанова К.И. Протокол МС заместитель директора по УВР, руководители ШМО 7. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 8. О подготовке к педагогическому совету «Наставничество в образовании: современная теория и инновационные практики». 11. Заседание №4 1. Анализ деятельности ШМО по подготовке и проведению ОГЭ-2024, ЕГЭ-2024. 2. Формирование УМК на 2024/2025 учебный год март Протокол МС Асанова К.И. заместитель директора по УВР, руководители ШМО, 12. Заседание 5. 1.Анализ деятельности ОУ по совершенствованию содержания и оценки качества образования естественноматематического цикла. апрель Протокол МС Асанова К.И. заместитель директора по УВР, руководители ШМО 13. Заседание №6 1.Итоги деятельности методической службы. 2.Обсуждение плана методической работы на следующий учебный год. май Протокол МС Асанова К.И. заместитель директора по УВР, руководители ШМО 1.3. Работа с руководителями ШМО Цель: обеспечение продуктивной деятельности участников образовательного процесса по реализации методической темы школы 14. Методическое совещание «Приоритетные задачи август Заместитель директора Системное решение задач методической работы в 2023-2024 учебном году по УВР, руководители методической работы и отражение их в планах работы ШМО» ШМО 15. Консультации для руководителей ШМО по август Заместитель директора Помощь в написании планов написанию плана работы на 2023-2024 учебный по УВР, руководители работы ШМО год ШМО 16. Формирование базы данных о составе ШМО сентябрь 17. Составление планов работы ШМО на 2023-2024 учебный год Планирование и осуществление работы педагогов- членов ШМО по самообразованию сентябрь 19. Методический семинар «Приоритетные цели обновленных ФГОС НОО и ООО» ноябрь 20. Заседания ШМО (по плану) 21. Анализ по результатам работы ШМО за отчетные периоды ( первое полугодие, учебный год) в течение учебного года 22. Консультации по написанию анализа по итогам работы ШМО апрель 23. Методические совещания (по необходимости) 24. Планирование работы по подготовке и участию ОУ в проведения ГИА 18. сентябрь по планам ШМО в течение учебного года январь Руководители ШМО Корректировка картотеки, обновление базы данных Руководители ШМО Утверждение планов работы ШМО Руководители ШМО Анализ уровня погружения педагогов в проблему, определение перспектив дальнейшей деятельности Руководители ШМО, Анкетирование заместитель директора по УВР, учителя начальных классов, учителя -предметники Руководители ШМО Реализация общешкольной методической темы и задач ШМО на 2023-2024 учебный год Руководители ШМО, Определение проблемных заместитель директора полей, выявление по УВР положительного опыта Заместитель директора Повышение профессиональной по УВР компетентности руководителей ШМО Руководители ШМО, Эффективное решение заместитель директора возникающих проблем по УВР Руководители ШМО, организованный и заместитель директора качественный процесс по УВР, учителя проведения ГИА. предметники 25. Методический семинар «Реальность и тенденции современного образования в рамках внедрения ФГОС НОО и ООО третьего поколения» февраль Руководители ШМО, Повышение методического и заместитель директора педагогического мастерства. по УВР, учителя начальных классов, учителя -предметники 1.4. Организация информационного обеспечения Цель: создание условий для оптимального доступа педагогов к необходимой информации 27. Пополнение в течение учебного года библиотекарь методической базы медиатеки школы 28. 29. Оптимальное использование компьютерного в течение учебного года оборудования, в том числе и в Центре «Точка роста» Создание собственных презентаций, в течение учебного года медиауроков, их проведение учителя учителя Обзор новинок психологопедагогической литературы (при поступлениях) Повышение методического и педагогического мастерства. Создание методической копилки в рамках ШМО 2.Повышение уровня компетенции /квалификации педагогических кадров Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников через реализацию непрерывного повышения квалификации 2.2. Курсовая система повышения квалификации Цель: совершенствование педагогического мастерства педагогических кадров через систему повышения квалификации – курсовая подготовка, профессиональная переподготовка 38. Корректировка перспективного плана сентябрь заместитель директора Перспективный план повышения квалификации в связи с введением по УВР курсовой подготовки обновленных ФГОС НОО и ООО 39. Составление заявок на прохождение курсов ПК и в течение учебного года заместитель директора Организация прохождения курсов ПК и ПП по запросам ПП по УВР, педагоги педагогов 40. Посещение курсов ПК/ПП, семинаров, по плану конференций, семинаров и т.п. педагогами и администрацией школы 41. Работа по планам самообразования – выбор и сентябрь и далее в течение утверждение тем, написание планов учебного года самообразования, работа по темам Отчеты о работе по темам самообразования в течение учебного года 42. 43. 44. Подведение итогов повышения квалификации и май профессиональной переподготовки за первое полугодие 2024 года Корректировка списка административных и май-август педагогических работников для прохождения курсов ПК/ПП во втором полугодии 2024 года педагоги школы, Организованное администрация прохождение курсов. Повышение профессиональной компетентности и творческой активности педагогических работников руководители ШМО, Систематическое повышение педагоги профессионального уровня педагогами руководители ШМО, Систематическое повышение педагоги профессионального уровня педагогами заместитель директора Годовой отчет по УВР заместитель директора Перспективный план ПК/ПП по УВР на второе полугодие 2024 года 2.3. Аттестация руководящих и педагогических работников Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационных категорий педагогических работников, организация деятельности школьной аттестационной комиссии сентябрь заместитель директора списка аттестующихся Составлен план-график 45. Уточнение по УВР административных и педагогических работников в 2023-2024 учебном году 46. Планирование работы школьной аттестационной комиссии для аттестации руководящих и педагогических работников на соответствие занимаемой должности август-сентябрь, январь заместитель директора по УВР аттестации руководящих и педагогических работников на текущий учебный год. Подготовлен приказ по школе. Оформлен стенд в учительской Составлен план и график работы школьной аттестационной комиссии 2.4. Обобщение и распространение опыта работы Цель: обеспечение условий для изучения, общения и трансляции результатов профессиональной деятельности педагогов, повышение творческой активности учителей заместитель директора Своевременное 48. Пополнение банка данных о профессиональных сентябрь-октябрь по УВР информирование педагогов о конкурсах, педагогических чтениях и т.п. конкурсах разного уровня в течение учебного года заместитель директора Оказана помощь в сборе, 49. Мотивировать и организовать участие педагогов в профессиональных конкурсах «Учитель года - 2024» «Сердце отдаю детям» «За нравственный подвиг учителя» и др. 50. Подготовка и участие педагогов школы в научнопрактических конференциях и т.п. разного уровня в течение учебного года по УВР, руководители ШМО, заместитель директора по ВР оформлении материалов заместитель директора по УМР, руководители ШМО Выступления, сборниках конференций методических статьи в материалов 51. 52. по плану ШМО Представление опыта работы на заседаниях ШМО в течение учебного года Организация обмена опытом: - открытые уроки (в рамках семинаров, предметных недель и др. распространения результатов профессиональной деятельности в шмо 53. Фестиваль уроков 54. Участие в обмене опытом на муниципальном уровне ( заседания ГМО, методическиесеминары и др.) 56. Тематические педагогические советы: Школьный Единый методический дни: «Классный руководитель, его роль в становлении детского коллектива» заместитель директора по УВР, руководители ШМО Выработка рекомендаций для внедрения Демонстрация практического применения опыта и разработка рекомендаций по его внедрению февраль-март руководители ШМО, Разработано и утверждено Положение о конкурсе «Фестиваль уроков». Разработаны критерии поощрения участников в течение учебного года заместитель директора по УВР, руководители ШМО Демонстрация практического применения опыта и разработка рекомендаций по его внедрению Решение педагогического совета. Протоколы - Система оценки качества образовательных октябрь результатов в условиях реализации ФГОС 2.0 и перехода на ФГОС 3.0.; - Наставничество в образовании: современная теория март и инновационные практики 57. руководители ШМО ноябрь-декабрь заместитель директора по УВР, руководители ШМО заместители директора Приказ по школе по УВР, ВР 3.Работа с одаренными и талантливыми детьми Цель: выявление талантливых детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию 58. Систематическая корректировка школьного муниципального банков данных одаренных высокомотивированных обучающихся и и 59. Определение участников и составление плана сентябрь работы по организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися 60. Составить план подготовки к ВсОШ с учетом результатов прошедшего учебного года, а также с учетом особенностей проведения школьного этапа олимпиад по математике, физике, астрономии, информатике, химии и биологии в 2023 году на базе Всероссийского центра «Сириус» с использованием ИКТ-технологий 61. Участие в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников ноябрь-январь 62. Участие обучающихся в конкурсах, в том числе и творческих, разного уровня в течение учебного года не реже двух раз в течение учебного года сентябрь - октябрь Руководители ШМО, учителя Обновлены школьный и муниципальный банки данных об одаренных и высокомотивированных обучающихся заместители директора Подготовка по УВР и ВР, учителя соответствующей начальных классов и документации учителя-предметники Заместитель директора по УВР Разработан план. Учителя подготовили учеников к ВсОШ, а также рабочие места для участия в перечисленных олимпиадах в Центре гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». заместитель директора по УВР,ВР, учителя начальных классов, учителя-предметники заместители директора по УВР, ВР, учителя начальных классов и учителяпредметники Определение участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Выявление и поддержка одаренных и творческих обучающихся 4.Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО Цель: профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников 66. Изучение нормативно-правовых документов во в течение учебного года вопросу поэтапного перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО 67. Практико-ориентированный семинар по теме: «Контроль, оценка и учет познавательных результатов обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС» Размещение в отдельном разделе информации о ходе введения обновленных ФГОС НОО и ООО на школьном сайте Обеспечение консультационной, методической поддержки педагогических работников по вопросам реализации ООП НОО и ООП ООО по обновленным ФГОС Организация работы по психологопедагогическому сопровождению поэтапного перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ООО октябрь 71 Формирование пакета методических материаловпо теме реализации ООП НОО и ООП ООО по обновленным ФГОС 72 73 68. 69. 70. заместители директора Оказание методической по УВР, по ВР, помощи руководители ШМО, учителя заместители директора Обмен опытом по УВР, педагогические работники в течение учебного года заместители директора Информационная открытость по УВР. Ответств. за ОУ, обмен ведение сайта опытом в течение учебного года заместители по УВР директора Оказание помощи методической в течение учебного года заместители по УВР директора Оказание помощи методической в течение учебного года заместители директора по УВР, руководители ШМО Оказание помощи методической Формирование плана ВШК в условиях поэтапного до 01 сентября ежегодно перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО и реализацию ООП НОО и ООП ООО заместители по УВР директора План ВШК на текущий учебный год. Аналитическая справка по итогам ВШК Формирование плана функционирования ВСОКО в до 01 сентября ежегодно условиях поэтапного перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО и реализацию ООП НОО и ООП ООО заместители по УВР директора План функционирования ВСОКО на текущий учебныйгод.Аналитическая справка по результатам функционирования ВСОКО