ПРОГРАММА ДОПОБРАЗОВАНИЯ Школьный музей




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «Столбовская средняя
школа имени Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
от «7» мая 2024 г.
протокол №5



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Столбовская
средняя школа имени Героя
Советского Союза Н.А.Токарева»
_____________ О.Л.Лункина
Приказ №174 от «22» мая 2024 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Школьный музей»

Направленность: туристско-краеведческая
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Составитель:
Должность:педагог дополнительного образования

с.Столбовое,
2024 г.
1

I.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» направлена на воспитание гражданственности,
патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на
активизацию
интеллектуально-творческой
деятельности
учащихся
в
мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который
традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим
образовательным потенциалом и создает условия для духовного,
интеллектуального, физического развития личности.
Данная программа предназначена для дополнительного образования
учащихся на уровне основного общего и среднего общего образования,
интересующихся историей родного края и музееведением, которая предполагает
знакомство с навыками профессии экскурсовода, требующие умений и навыков
как научно исследовательской, так и просветительской деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
2

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
по основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
4

 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
-Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени героя Советского
Союза Н.А.Токарева»;
-Положение о разработке дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А.Токарева»;
-Положение
об организации
и осуществлении
образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева».
Направленность (профиль) программы: туристско-краеведческая
Направление: музееведение
Актуальность программы состоит в том, что она способствует
формированию патриотизма у детей, желающих расширить знания за пределы
школьной программы, шире изучить историю Родины и Великой Отечественной
войны. Кроме того, содержание программы может способствовать
профессиональному самоопределению, так как изучаемые темы дают знания и
умения, а также позволяют сформировать навыки экскурсовода.
Новизна программы находит своё отражение в том, что она дает возможность
сформировать и расширить круг интересов обучающихся, связанный с
проведением экскурсий, походов по местам боевой славы. Программа дает
начальные сведения об исследовательской работе, знакомит обучающихся с
терминологией из области музееведения и развивает их практические навыки
отбора и систематизации материала школьного Музея боевой славы лётчиковчерноморцев.
5

Отличительные особенности программы – Отличительной особенностью
данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения
краеведческих тем, предусматривает установление и выявление многообразных
связей предметного мира; освоение методики исследовательской работы.
Индивидуальное освоение каждым ребенком основ экскурсионной
деятельности через изучение теоретического материала и коллективного участия
в практической экскурсионной деятельности, что должно явиться стартовой
площадкой для определения в подростковом возрасте своей программы
самосовершенствования, самореализации.
В процессе знакомства с народной культурой, героическим прошлым и
историей Крыма в среднем школьном возрасте начинается формирование
национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории
родного края. Члены кружка будут проводить экскурсии не только для
обучающихся своей школы, но и для односельчан, обучающихся других школ,
гостей села Столбовое Сакского района.
Планируется проводить занятия с привлечением учителей-предметников,
участников военных действий, представителей местного самоуправления,
профессиональных музейных работников и экскурсоводов (по возможности).
Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы,
лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими
источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение
музеев, творческие встречи, учебно-познавательные экскурсии.
Изучении раздела «Поисково-исследовательская работа» позволит
учащимся пополнить и наглядно представить материал по истории родного края,
истории Крыма (период Великой Отечественной войны), историческим
личностям Крыма и родной школы на экспозиционных стендах в помещении
учебного заведения, компьютерных презентациях, в газете.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что организация
экскурсионной деятельности, а именно использование экскурсионных методов,
навыков, компетенций и мероприятий является важной составляющей в
воспитательной деятельности и развитии у обучающихся заинтересованности к
исследованию появления и формирования своего родного края, своей страны,
уникальностью ее истории, культуры, народности, чувства патриотизма, а также
способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение
прошлого, настоящего и будущего человека и места его рождения, области
проживания и страны в целом открывает возможности установления
непосредственной связи времен, связи между историй и образом жизни,
позволяет закреплять и расширять знания обучающихся по многим
общеобразовательным и обязательным предметам в школе.
Адресат программы-данная программа предназначена для обучающихся 11-16
лет, интересующихся историей героического прошлого родного края и
музееведением.
6

Объём и срок освоения программы- программа стартового уровня рассчитана
на 1 год обучения. Общий объём – 72 часа.
Уровень программы- стартовый.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальным
учебным планом в объединении, сформированном в разновозрастную группу,
являющуюся основным составом объединения (кружок); состав группы
постоянный; занятия групповые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и предусматривают лекции, практические и
семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, выездные тематические
занятия (в т.ч. экскурсии), выполнение самостоятельной работы, творческие
отчеты, участие в конкурсах. Практические занятия проходят в школьном Музее
боевой славы лётчиков-черноморцев.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
занятия 1 академический час.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению
культурно-исторического наследия родного края, подготовка экскурсоводов для
школьного Музея боевой славы лётчиков-черноморцев.
Задачи программы:
Образовательные (предметные, обучающие):
Развитие интереса к истории родного края
Знакомство обучающихся с источниками информации в школьном музее.
Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в
качестве экскурсовода.
Личностные (воспитательные):
Формирование общественной активности личности, культуры общения и
поведения в обществе.
Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу
учащихся.
Метапредметные (развивающие): Обогащать речь, развивать активный
словарь учащихся за счет формирования определенного объема информации о
музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
Способствовать формированию гражданской позиции школьников.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Школьный музей» направлена
на:
7

-воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к экспонатам
школьного Музея боевой славы лётчиков-черноморцев;
-уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;
-развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим работам;
-воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы, в т.ч.
работы экскурсовода.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях села Столбовое, Сакского района, МБОУ «Столбовская средняя
школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева», объединения: круглых
столах, творческих концертах, выставках, лекциях , экскурсиях; в конкурсных
программах различного уровня, направленных на патриотическое воспитание,
формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности,
гражданской ответственности, чувства гордости за историю России.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к истории Великой Отечественной войны и уровня личностных
достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к
активному участию в работе объединения.
1.4.Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название темы

1

1

11

7

4

Музееведение. Ключевые понятия
Понятие «музей». История
появления музеев.
Функции музеев. Классификация
музеев.
Первые столичные российские
музеи.

1
1

1
1

-

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль:
сочинение на тему
«Как бы я провел
экскурсию».
Конкурс рисунка
«Мы в музее»,
устный опрос,
викторины,
презентации
Викторина
Викторина

3

2

1

Викторина

1

-

1

Первые провинциальные музеи в
России. Роль купечества в развитии
музейного дела.

1

1

-

Создание
мультимедийной
презентации
Устный опрос

1

Раздел 1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

2

Раздел 2.Основы музейного дела

2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

Всего
часов
2

8

Аудиторные часы
теория практика

2

1

1

Викторина

2

1

1

29

13

16

Коллекция. Типы коллекций
Архив. Домашний архив, музейный
архив.
Понятие «музейный предмет».
Понятие подлинника, копии
Музейный фонд. Его
комплектование и роль в работе
музея.
Фондовый учет музейных
предметов. Оформление фондовой
документации.
Система хранение фондов.
Особенности и проблемы.
Понятие «музейная экспозиция».
Виды экспозиций.

2
2

1
1

1
1

2

1

1

Мини-викторина,
конкурс рисунка
«Мы в музее»
Устный опрос,
творческие работы,
создание проекта
музейной
экспозиции
Устный опрос
Творческая работа
«Фотоархив «
Викторина

3

1

2

Устный опрос

3

1

2

Устный опрос

1

1

-

Устный опрос

4

2

2

3.8

Экспозиционные материалы и
комплексы.

4

2

2

3.9

Организация монтажа экспозиций

4

1

3

3.10

Понятие экспозиционновыставочной работы музеев.
Основные этапы ее организации.
Проектирование.

4

2

2

Промежуточная
аттестация:
тестирование
Творческая работа.
«Проект новой
экспозиции музея»
Творческая работа
«Оформление
новой экспозиции
музея»
Создание проекта
музейной
экспозиции.

2.6

2.7

3.1
3.2
3.3
3.4

3.5

3.6
3.7

История становления и развития
музейного дела в МБОУ
«Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза
Н.А.Токарева»
Школьный музей. Основные этапы
создания и направления
деятельности.
Раздел 3. Основные музейные
понятия и термины

9

4.1.

4.2
4.3

5.1
5.2

5.3

5.4
5.5
5.6
5.7
5.8

Составление миниплана
исследовательской
деятельности на
самостоятельно
выбранную тему

Раздел 4. Исследовательскопоисковая деятельность музеев

9

3

6

Виды и особенности
исследовательской деятельности
музеев
Поисковая деятельность школьного
музея
Способы оформления результатов
исследовательско-поисковой
деятельности школьного музея
Раздел 5. Экскурсионная работа

2

1

1

4

1

3

3

1

2

19

8

11

История возникновения
экскурсионного дела в России
Понятие «музейная экскурсия».
Классификация экскурсий по месту
проведения, по составу участников,
по широте тематики.
Этапы подготовки экскурсии.

1

1

-

Устный опрос,
викторины,
ролевые игры,
анализ-беседа
Устный опрос

1

1

-

Викторина

2

1

1

Методика и техника проведения
экскурсии
Экскурсовод. Требования к нему.
Имидж и речь экскурсовода
Виды культурно-просветительской
работы музея.
Особенности проведения экскурсий
для различных групп населения
Практика организации и проведения
экскурсий
Раздел 6. Подведение итогов

2

1

1

Анализ
составленных
самостоятельно
текстов экскурсии
Ролевая игра

4

2

2

Ролевая игра

1

1

-

Устный опрос

2

1

1

Викторина

6

-

6

Анализ-беседа,
ролевая игра

2

-

2

Итоговый контроль:
защита проектов
«Новая экспозиция
музея Боевой славы
лётчиковчерноморцев».
Проведение экскурсии.

Всего

72

32

40

10

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (2 ч)
Теория..Цели и задачи творческого объединения. Краткое содержание
учебного курса. Первичный инструктаж. Правила поведения в музее. Правила
техники безопасности на учебном месте.
Практика. Самостоятельная творческая работа обучающихся на тему «Как
бы я провел экскурсию». Входной контроль: сочинение на тему «Как бы я
провел экскурсию»
Тема 2. Основы музейного дела (11 ч)
Теория. Музееведение. История появления музеев, музеи Древней Греции,
первые музеи Европы. Оружейная палата - государева сокровищница XVI –
XVII веков. Функции и классификация музеев. Столичные и провинциальные
музеи России. История становления и развития музейного дела в МБОУ
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева».
Школьный музей. Основные этапы создания и направления деятельности.
Практика. Викторины, создание мультимедийных презентаций, конкурс
рисунка «Мы в музее».
Тема 3. Основные музейные понятия и термины (29 ч)
Теория. Коллекция. Архив. Музейный предмет. Теория. Музейный фонд.
Фондовый учет. Оформление фондовой документации. Система хранение
фондов. Музейная экспозиция. Экспозиционные материалы и комплексы.
Экспозиционно-выставочная работа.
Практика. Обзорная и тематические экскурсии по экспозициям школьного
Музея боевой славы лётчиков-черноморцев. Творческие работы. Создание
проекта музейной экспозиции. Промежуточный контроль: тестирование
Тема 4. Исследовательская деятельность музеев (9 ч)
Теория. Музей как исследовательский центр. Основы исследовательской
деятельности в школе. Планирование организации научно-исследовательской
деятельности.
Практика.Творческая работа по составлению мини-плана исследовательской
деятельности на тему, выбранную обучающимся.
Тема 5. Экскурсионная работа (19 ч)
Теория. История возникновения экскурсионного дела в России. Понятие
«музейная экскурсия». Классификация и тематика экскурсий. Этапы подготовки.
Отбор литературы и информации из других источников – СМИ, архивы,
интернетресурсы и т.п. Изучение собранного материала. Составление
методической разработки, маршрута экскурсии. Методика и техника проведения
экскурсии. Показ и рассказ как основа экскурсии. Использование аудио- и
видеозаписей, виртуальные экскурсии. Этика экскурсовода. Имидж и речь
экскурсовода. Личные качества как необходимое условие работы. Особенности
проведения экскурсий для различных групп населения. Культурнопросветительская работа музея.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся по подбору источников и
составлению маршрута экскурсии по выбранной теме. Выбор методических
11

приемов для разработанной экскурсии. Написание текста экскурсии. Отработка
проведения экскурсии. Обсуждение соответствия обучающихся объединения
требованиям, предъявляемым к экскурсоводу. Ролевые игры. Викторины
Тема 6. Подведение итогов. (2 ч)
Практика.Обсуждение
проведенных
обучающимися
экскурсий:
соответствии темы и цели экскурсии ее смысловому содержанию,
целесообразность использованных методических приемов, следование
выбранному маршруту экскурсии. Итоговый контроль: Защита
индивидуальных проектов «Новая экспозиция музея Боевой славы лётчиковчерноморцев». Проведение экскурсии.
1.5.Планируемые результаты
К концу срока обучения обучающийся
будет знать:
-требования, предъявляемые к экскурсоводу при проведении экскурсии;
-основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее;
-методику работы над содержанием экскурсии (формулировка темы, цели,
составление тематического плана, структуры экскурсии, систему выводов и
обобщений);
-методы и приёмы проведения экскурсии (метод показа, сравнения, беседы,
цитирования, составление вопросника и т.д.)
-приёмы систематизации, обобщения и хранения материалов школьного музея;
-последовательность работы по оформлению экспозиций, фотовыставок в
рамках
школьного
музея
Боевой
славы
лётчиков-черноморцев.
будет уметь:
-опираясь на принципы подготовки и проведения экскурсий, составлять
самостоятельные варианты тематики экскурсий;
-работать над содержанием экскурсии: формулировать тему, цель экскурсии;
разрабатывать развёрнутый план экскурсии, соблюдать структуру построения и
соразмерность частей содержания экскурсии;
-подбирать экспонаты для экспозиции;
-формулировать выводы и обобщения;
-владеть методикой и приёмами проведения экскурсии (показ экспонатов;
приёмы демонстрации, приёмы сравнения и мысленной реконструкции событий;
цитирование; составление вопросов и т.д.);
-работать с материалами архива школьного музея;
-проводить экскурсии по школьному музею для разных категорий посетителей
(школьников, сотрудников школы, жителей и гостей села).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:


используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к периоду Великой Отечественной войны и современности;
12













на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
грамотно излагать свои мысли, тактично отвечать на вопросы посетителей
школьного музея;
корректировать текст экскурсовода в соответствии с возрастной категорией
посетителей (для дошкольников, для обучающихся школы, для взрослых);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.)
и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью
поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек;
устанавливать причинно-следственные связи;
создавать электронные презентации о школьном музее;
создавать новые музейные экспозиции по самостоятельно подобранным
материалам.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных, школьных архивах.

Личностные результаты:









Обучающийся научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле
поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины,
совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐
познавательные, внешние и внутренние мотивы;
чувства гордости за своё село, свой родной край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

13

Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли личности в истории России;
2)изучение истории Республики Крым, родного села, района, культурных
центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Крыма;
4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом Сакского района;
6) освоение основ экскурсионной грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных
и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
14

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Продолжительность 2024/2025 учебного года
Начало 2024/2025 учебного года – 1 сентября 2024 года
Начало учебных занятий – 2 сентября 2024 года.
Продолжительность учебного года: 36 учебных недели (72 учебных дня)
Сроки окончания учебного года: 2316мая 2025 года
Сроки контрольных процедур:
Входной контроль (тест) - 2-я неделя сентября.
Промежуточная аттестация (тестирование) – 4-я неделя декабря.
Итоговая аттестация (Защита индивидуальных проектов. Проведение экскурсии)
3-4-я неделя мая.

15

2

1

4

3 4 5

6

7

8

декабрь

январь

9 10 11 12 13 14 15 16

1

1

1

4

4

4

4

16

2 полугодие
март

февраль

апрель

май

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

1

Объём учебной нагрузки на учебный год 36 часов

Таблица

1

4

1

4

1

4

1

4

Итоговый контроль (Защита
индивидуальных проектов.
Проведение экскурсии

1

1 полугодие
ноябрь

октябрь

Промежуточный
контроль
( теститорование)

сентябрь

Входной контроль
(тест)

Аттестация/формы
контроля

Кол-во
часов в
месяц

Кол-во
часов
в неделю

Кол-во
учебных
недель

Месяц

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
Уровень: стартовый Группа «Школьный музей»

2.2.Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, и
(или) прошедший курсы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика
дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе школьного Музея боевой славы лётчиков-черноморцев
МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева».
Оборудование: ноутбуки-3 шт., персональные компьютеры-8 шт., МФУ «Эпсон»-2 шт.,
проектор, интерактивная доска, акустические колонки, видеокамера, фотоаппарат,
ламинатор, брошюратор.
Учебные комплекты на каждого обучающегося:
Тетрадь в клетку (48 листов)- 15 шт.;
ручки шариковые синие -30 шт.;
Атлас Крыма. Крымоведение. 5-9 классы [Карты]. - Симферополь : Наша школа, 2021. - 1
атл. (14 с.) : цв., карты, ил.; 29х22 см.- 20 шт.
Контурные карты Крыма.
Карточки-тренажёры: «Правильные нормы произношения в русском языке»; «Упражнения
для правильной постановки голоса»; «Упражнения для правильной постановки дыхания»;
«Скороговорки по выработке дикции у экскурсовода».
Методическое обеспечение образовательной программы

1) Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят во второй
половине дня, в очном формате как в аудитории, так и вне её. Группа обучающихся
разновозрастная. В процессе обучения будут организованы: тренинги, образовательные
экскурсии, встречи с интересными людьми, деловые игры, беседы, диспуты, викторины,
презентации; мероприятия, посвящённые важным историческим датам; профессиональная
практика на базе музея образовательной организации; проектно-исследовательская
деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов
самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной,
мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок,
Интернет-ресурсами
2)Методики: методика музейной педагогики, методика проблемного обучения Джона Дьюи,
методика личностно-ориентированного обучения.

3)При реализации образовательной программы «Школьный музей» используются различные
методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный: предъявление информации педагогом, обучающиеся
воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
 частично-поисковый: сбор данных по заданной теме;
17

 исследовательский: изучение письменных, вещевых, изобразительных предметов из
фондов школьного/муниципального музея/государственного архива;
 репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий во время проведения
экскурсий/экскурсионных прогулок;
 конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
 метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации;
 проектный: создание авторской виртуальной экскурсии/тематической экскурсии в музее
образовательного учреждения/экскурсионной прогулки по улицам села Столбовое.
4) Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, общественное
мнение, поручение.
5) Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.
Категория обучающихся: дети, имеющие разные интересы и способности.
6) Возможные формы организации учебного занятия:
 лекционное занятие;
 беседы;
 работа в группах, парах;
 презентация деятельности;
 обучающая деятельность с исследовательским компонентом;
 конкурсная деятельность;
 образовательные экскурсии;
 командные игры, конкурсы;
 виртуальные путешествия;
 профессиональные пробы, практика.
7) Педагогические технологии:
Технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология
исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, коммуникативная
технология обучения.
8) Алгоритм учебного занятия
Помещение, в котором проводится занятие, проветривается, проверяется исправность
материально-технического обеспечения.
I. Организационный момент:
1) Приветствие и проверка присутствующих;
2) Активация необходимых знаний (актуализация);
3)Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся;
4) Целевая установка;
5) Сообщение темы занятия.
II. Основная часть
1) Теоретическая часть;
2) Практическая часть. (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы
и способы обучения, использование технических средств обучения (ТСО) и методических
материалов по каждому пункту основной части занятия).
III. Подведение итогов занятия
18

1) Проверка первичного усвоения знаний;
2) Выводы по занятию (подведение итогов работы);
3) Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ
типичных ошибок);
IV. Рекомендации для самостоятельной работы.
9) Методические и дидактические материалы:
Дидактические – инструкционные карты, тематические подборки материалов (текстов
песен, сценариев, фотоальбомов),флеш-карты с видеозаписью экскурсий юных
экскурсоводов школьного Музея боевой славы лётчиков-черноморцев, с презентациями к
конкурсу «Лучший школьный музей», «Музей Победы» ;
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Дополнительная литература
Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. – Москва: Агентство
«Мегаполис», 2012 г. – (Музей и подрастающее поколение).
Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия.-М.: Мегаполис, 2014 г.
Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018 г.
Перечень тем учебно-исследовательских работ
1.История создания школьного Музея боевой славы лётчиков-черноморцев.
2.Н.А.Токарев-генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.
3.Обелиски сёл Столбовое и Лушино.
4.В чём проявлялся героизм односельчан в годы Великой Отечественной войны.
5.Проектирование новых экспозиций школьного Музея боевой славы лётчиковчерноморцев.
Наглядный материал следующих видов:
1)объёмный (части самолётов, парашют, военная форма лётчиков-черноморцев);
2)схематический (схемы, рисунки, плакаты, оформленные музейные стенды);
3)картинный и картинно-динамический (картины, фотоматериалы);
4)звуковой (аудиозаписи);
5)смешанный (видеозаписи);
6)дидактические пособия (вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты,
практические задания);
7) рефераты, тезисы выступлений на конференции;
8) интернет-ресурсы:
Для педагогов: Российский центр музейной педагогики и детского творчества (//center.
Rusmuseum.ru/); Центр прикладной музейной педагогики (// www/ sovr. ru/visitors/teacher.
shtml).
Для обучающихся:
Виртуальная экскурсия по Музею-заповеднику «Царское Село» (//www.tzar.ru// Cсылка
«Виртуальные экскурсии»). Детский центр в Российском этнографическом музее, СанктПетербург (//www.ethnomuseum.ru/#children/);
Образовательный центр Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
(//www.museum.ru/gmii/defrus.htm); Красноярский музейный центр на Стрелке
(www.mirai.ru/prog_detailasp?5);
19

Образовательный центр Эрмитажа (//www.ermitage.ru/06/hmb_0.html).
Для родителей:
Музейные программы для детей в музее-заповеднике «Московский Кремль»
(//www.kreml.ru);
Развлекательно-образовательная программа для детей в Дарвиновском музее (//www.
darvin.museum.ru/#3);
Детские
программы
и
интерактивная
галерея
в
Музее
фотографий
(cmpl.ucr.edu/exhibitions/cmp_ed_prog.html).
2.3.Формы аттестации

Промежуточная аттестация проводится для определения результативности освоения
программы «Школьный музей», призвана отражать достижения цели и задач
образовательной программы.
Формами аттестации могут выступают творческая письменная работа (сочинение),
тестирование, защита проектов.
Результаты аттестации заносятся в диагностическую карту и должны отражать уровень
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник достижений
обучающегося, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и
тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая
справка, готовое изделие, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, научнопрактическая конференция, открытое занятие, портфолио.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится на начальном этапе формирования коллектива, изучаются
отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой
области, личностные качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии; определяет
степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового
материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет педагогу
подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля, в конце
полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания ребенком,
личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью определения
изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих
способностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение. Итоговой формой контроля освоения программы
«Школьный музей» является участие учащихся исследовательских конкурсах и проведение
экскурсии. Подготовка к конкурсу и экскурсии является успешной формой обобщения
полученных знаний и приобретения новых. Знания, полученные активным способом,
являются наиболее надежными и наиболее прочно запоминаются. По окончании курса
20

проводится защита индивидуальных проектов, на которой проверяются полученные знания
и навыки, и выдается сертификат о прохождении курса школьного экскурсовода.
2.4.Список литературы
2.4.1.Список литературы для педагога дополнительного образования

1.Бабошина Е.Б. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган, 1992.
2.Дьякова Р., Емельянов Б. Основы экскурсоведения – М.: Просвещение, 1998.
3.Изобразительное искусство РК. – М.: ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2001.
4.Как организовать работу школьного краеведческого музея. – Пермь, 1980. 5.Краеведение.
– М.: Просвещение, 1987.
6.Музей и школа. – М.: Просвещение, 1988.
6.О сборе, учете и хранении памятников истории и культуры (рекомендации для
руководителей поисковой работы учащихся и школьных музеев).
7.Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации) – М., 1974.
8.Работа школьных музеев (методические рекомендации). – М., 1987.
9.Сейнейский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.
10.Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.
– М.: Генезис, 2005.
11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие
для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
12.Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 2001
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание школьников . – № 9,
2007.
13.Школа.Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурнообразовательная деятельность музеев».М.Н.Юхневич–М., 2007.
14.Школа.Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой. Работа со школьниками в
краеведческом музее. – М., 2001.
2.4.2.Список литературы для обучающихся

1.Атлас Крыма. Крымоведение. 5-9 классы [Карты]. - Симферополь: Наша школа, 2021.
2.Григорьян И. С. Программа формирования у учащихся навыков научно-исследовательской
работы. Сборник «Гольяновская гимназия № 1516 г. Москвы, отв. редактор Курнешова Л. Е.
Центр инноваций в педагогике. – Москва, 1999 г. 3. Гармаш В. Ю. Программа «Богатыри
земли Российской». Сборник «Школа-лаборатория № 760» г. Москвы, отв. редактор
Курнешова Л. Е. Центр инноваций в педагогике. – Москва, 1997г.
4. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
5. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.//
Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70летию Кемеровского областного краеведческого музея. -Кемерово, 1990.С 101-103.
6. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Науч. тр. 21
Государственного центрального музея современной истории России. Музейное дело.
Вып.26. – Москва, 2001 г.
21

2.4.3.Список литературы для родителей
1. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных
теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./
под ред.Скрипкина Л.И Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.Сто великих музеев мира
/ авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
2.К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии.// под.ред Степанищева Н.П.
Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 - 215.
3.Музейная педагогика// Воспитание школьников. Под ред. Вансалова Е. 2000.№5 С 4-6.
4.Музейная педагогика: история и современность.// под ред. Столяров Б. Народное
образование. 2001. №5.
5.Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник
трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ под ред.
Великовская Г.В. Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ.
М., 1997. С 89-96.
3.Приложения
3.1.Оценочные материалы
Итоговая аттестация обучающихся объединения «Музей»
1) К учредительным документам школьного музея не относится:
а) Паспорт музея
б) Книга поступлений
в) Приказ о создании музея
г) Положение о деятельности музея
2) Все музее РФ делятся на:
а) Государственные, областные, школьные
б) Федеральные, региональные, школьные
в) Федеральные, муниципальные, ведомственные
г) Международные, российские, поселковые
3) Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая – это:
а) Виды экскурсий
б) Виды музеев
в) Виды экспозиций
г) Виды выставок
4) Памятник археологии является:
а) Объектом историко-культурного наследия
б) Объектом природного наследия
22

в) Объектом наследия ЮНЕСКО
г) Объектом поклонения
5) В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. из села Угут ушли на фронт:
а) Больше 10 человек
б) Больше 50 человек
в) Больше 100 человек
г) Вообще не кто не ушел на фронт
6) Первое официальное упоминание о юртах Уготских датировано:
а) 1561 г.
б) 1809 г.
в) 1921 г.
г) 1941 г.
7) Угутская школа была открыта в
а) 1921 г.
б) 1930 г.
в) 1954 г.
г) 1971 г.
8) «Движение» музейного предмета
а) Передвижение предмета в рамках одной витрины
б) Способ фиксации в учетных документах где и когда находился музейных предмет
в) Способ передачи музейного предмета на выставку
г) Передвижение музейного предмета внутри фондохранилища
9) Отметьте, что из списка характеризует школьный музей1
а) Это межпредметный учебный кабинет
б) Это творческая лаборатория педагогов и обучающихся
в) Это способ документирования истории природы и общества родного края
г) Это форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследи
10) Угутский краеведческий музей им. П. С. Бахлыкова назван так в честь
а) Жителя села - героя Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
б) Местного краеведа и художника
в) Основателя музея
г) Первого председателя Угутского сельсовета
11) Какие данные отражают в Книге поступлений:
а) Название предмета
б) Сохранность предмета
в) Выставки, на которых экспонировался предмет
г) Где и когда публиковался предмет
1

На вопросы 9-11 может быть как один, так и несколько вариантов ответа.

12) Распределите какие документы относиться к фондовой деятельности, а какие к
выставочной.
а) Главная инвентарная книга
23

б) Тематико-экспозиционный план
в) Концепция выставки
г) Акт приема в постоянное пользования
Фондовая деятельность

Выставочная деятельность

13) Запишите последовательность оформления документов для приема предмета на
постоянное хранение в школьный музей
а) Запись в Книгу поступлений
б) Составление Акта ПП
в) Заявление владельца
г) Заключение Договора дарения
Ответ:
14) Запишите последовательность действий в случае обнаружения поломки музейного
предмета
а) Извещение заведующего музеем
б) Запись в паспорт музейного предмета информации о изменении сохранности или даты
обнаружения потери
в) Составление докладной записки на имя директора школы
г) Фотография музейного предмета с поломкой
Ответ:
15) Соотнеси фотографии с памятниками истории и культуры села Угут. Ответ запишите
последовательностью цифр.

1
а)
б)
в)
г)

2

3

Угутский краеведческий музей им. П. С. Бахлыкова
Первое здание школы – Дом купца Тетюцкого
Дом купца Федулова
Здание первого Детского сада в с. Угут
1

2

3

4

Ответ:

24

4

16) На какой из картинок изображена Церковь во имя иконы Божьей матери Казанской в
с. Угут?

а

б

в

Ответ:
17) Соотнеси картинки с терминами. Ответ запишите последовательностью букв.

а) Этикетаж
б) Выставочный текст
Ответ:
18) Для чего в музее необходимо вести Книгу поступлений? Ответ обоснуйте.

19) В каких случаях и зачем ведется Полевая опись?

20) Что такое музейная «топография» и зачем она нужна?
Ключ:
1
2
3
4
5

б
в
в
а
в
25

г

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

б
б
б
абвг
бв
аб
агбв
вгба
авгб
гбав
в
абба

3.2.Методические материалы
3.1.1. ТЕСТ
1. Напишите, какие музеи своего города вы знаете? (не менее 3)
2. Музейный предмет, выставленный для обозрения, называется:
1) экспонат
2) модель
3. Один из видов фондовой документации, который содержит сведения об
истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется
владельцем предмета или сотрудником музея со слов владельца - это
1) инвентарная книга
2) легенда предмета
4. Склеивают ли археологи некоторые находки?
1) да
2) нет
5. Хранятся ли в музее старинные книги?
1) да
2) нет
6. Где сотрудники музея хранят особо ценные древности?
1) в сейфе
2) в столе
7. Передают ли археологи найденные исторические ценности музеям?
1) да
2) нет
8. Отметьте что из нижеприведенного может быть в фондах музея?
1) книги 18 века
2) драгоценности
3) орудия ВОВ
4) заспиртованные змеи
26

9. Какая достопримечательность по вашему мнению является гордостью
вашего города? Почему? (4-5 предложений)
10. Было бы вам интересно узнать о людях, которые сделали вклад в
историю? Почему? (4-5 предложений)
Место проведения игры: школьный музей.
Участники:
Музейно-педагогические занятие в форме игры- путешествия по музею рассчитано на учащихся 4
классов - 2 команды по 7 -8 чедовек.
Описание игры.
Музей приглашает учащихся принять участие в тематической игре- путешествии, которая
построена на прохождении увлекательных тематических маршрутов по музею, самостоятельном
исследовании и поиске ответов на задания маршрутных листов. Маршруты отличаются
разнообразием содержания. Наряду с рассказом об экспонатах музея, в них присутствуют
материалы, создающие определенный исторический контекст и воспитывающие музейную
культуру.
Практически во всех маршрутах присутствуют творческие задания. Пройдя все
этапы игры, вы станете настоящими знатоками
Начать путешествие можно с любого из разделов музея согласно маршрутному листу.
Маршруты содержат занимательные вопросы, ответы на которые можно найти лишь внимательно
изучив экспозицию музея.
Можно устроить музейный марафонский забег в один день, можно растянуть удовольствие на
неделю - выбор остается за вами. Главное – прийти в музей, с интересом провести там время и
открыть для себя музейный мир с новой, неожиданной стороны. И помните — в этой игре
проигравших не бывает! Игра проходит в музее , где ведущий предлагает каждой группе
маршруты
и бланки для ответов на вопросы.
Этапы игры:
1. «Из прошлого в настоящее»;
2. « Заморочки из старинной бочки»:
3. «Предметы старины далекой»;
4. «Народные промыслы».
Условия игры:
Участникам мероприятия будут выданы маршрутные листы (Приложение 1) и они, самостоятельно
выполняя задания игры, отправятся в путешествие по основной экспозиции музея. О своих
открытиях можно рассказать друзьям.
Критерии оценок:
 Правильность и полнота ответов;
 Подведение итогов игры проводит жюри.

Приглашение к участию в игре.
Чтоб провести нам время интересно И с
пользой для себя и для друзей,
27

Нам долго выбирать не нужно место – Мы
дружно отправляемся в музей!
Любой музей есть память о веках. Творенья
от начала мирозданья, Любое человечества
созданье
В картинах, письменах, стихах. Сегодня
день торжественен и строг. Открыта дверь,
музей гостей встречает, В стенах своих
входящих привечает, Лишь стоит
преступить его порог.
Не принято здесь громко говорить, И
строгие глядят с портретов лица, Ты
понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
Этап №1 - «Из прошлого в настоящее»:
Задание 1. Из слов отгадок составляется кроссворд, на пересечении строк находится ключевое
слово, которое обозначит тему вашего задания. Реши кроссворд. Угадай ключевое, вписывая
ответы по горизонтали, а отгадку можно будет найти в выделенных квадратиках по вертикали.
1. Имя царя при ком появляется первая печатная книга на Руси; (Иван)
2. Территорию современной Московской области заселяли ? (Вятичи.)
3. Какой город стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем? (Рязань)
4. Одно из имён солнца у славян. (Ярило)
5. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. (Волосник )
в

а

н

Т

и

ч

и

О
3.
Р

я

з

а

н

И
4.
Я

р

и

л

о

1.
И
С
2. В
В
О
Л
О
С

я

ь

н
и
к
Ключевое слово – История.

( 5 баллов)
28

Задание 2.
Какие молодежные коммунистические организации существовали в советской школе? В
каждой советской школе были октябрята, пионерская организация и комсомольская
организация. (1балл)
Какие символы носили члены каждой организации?
- октябрятская звездочка;
-галстук и пионерский значок;
-комсомольский значок
Задание:
У вас есть одна минута , чтобы принести мне эти значки. (3 балла)
Этап №2
Ребус на листке: Точки = ......
Т=Б
« Заморочки из старинной бочки»:
(Вытаскивают из бочки по одному вопросу и отвечают на него. Время
2 минуты. 1 правильный ответ = 1 баллу)
■ Как в Древней Руси называли воина, дружинника? Ответ: Ратник.
■ Какое событие произошло на Руси в 988 году? Ответ: Крещение Руси.
■ Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? ОТвет: Ивану III.
■ Как звали главного бога славян? Ответ: Перун.
■ Место жилья людей, обнесенное оградой. Ответ: Городище.
■ Лыковая обувь русских крестьян на онучах. Ответ: Лапти.
■ Старинная верхняя крестьянская одежда без пуговиц, которую по бедности подпоясывали
вожжой. Ответ: Армяк.
■ Старинный способ завоевания крепостей, городов (синоним слова «блокада»). Ответ:
Измор.
■ В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»?
Ответ: Новгород.
■ На берегах какой реки построен Новгород? Ответ: Волхов.
■ С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за границей. Ответ:
Посол.
■ У кого появились самые первые флаги? Ответ: У воинов.
■ Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска Александра
Невского во время Ледового побоища? Ответ: Крестоносцами.
■ Как звали первого владельца земли, на которой стоит Москва? Ответ: Боярин Кучка.
■ Какие два царя находятся в данное время в Московском Кремле? Ответ: Царь-пушка и
Царь-колокол.
■ Какой царь велел казнить слона и за что? Ответ: Иван IV Грозный за то, что слон не хотел
встать перед ним на колени.
■ При каком царе началось книгопечатание? Ответ: При Иване Грозном.
■ Как называлась первая печатная книга в России? Ответ: «Апостол».
■ Первооткрывателем какой земли стал Ермак? Ответ: Сибири.
■ Кто является основателем Москвы? Ответ: Юрий Долгорукий.
■ Специалист, занимающийся изучением быта и культуры древних народов по
сохранившимся памятникам. Ответ: Археолог.

29

Этап №3 - «Предметы старины далекой»:
Задание 1.
Участники игры получают тексты загадок. Отгадывают предметы и находят некоторые из них
среди экспонатов музея. 1 загадка = 1 баллу
Загадки:
Ни свет, ни заря —
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
1. Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу. (Окно)
2. Им разглаживают холсты. (Рубель)
3. Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся. (Очки).
4. Сам худ, голова с пуд. (Безмен.)
Из первых букв слов-отгадок составьте слово (КОРОБ), обозначающее
предмет, внутри которого находится следующее задание.
Задание 2. Что такое "рушник"? найди его в музее . Подберите современное слово - синоним
"полотенце" (1 балл)
Где в музее вы видите рушники? Как использовали рушники. Под
рушником картинки - это задание №3.
Историческая справка:
Рушник - полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или тканым узором. Рушниками
убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают
стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по
поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи и сглаза. Рушниками украшали
свадебный поезд лошадей, упряжь, одежд у гостей. На рушнике стояли жених и невеста во время
венчания. Рушник являлся элементом обрядов. По сей день сохранился обычай встречать
гостей хлебом-солью на рушнике.
Задание 3. Рассмотрите внимательно картинку. Какие из предметов старого быта,
изображенных на картинке, имеются в нашем музее. Назовите эти предметы. Для чего они
необходимы?
(5 баллов)

30

Этап №4 «Народные промыслы»:
Задание 1. В картинной галерее. 1 картина = 1 балл)
Историческая справка:
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.
Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники, изображенные на этих картинах?
1.( Мастер плетет лапти)

2.(У этой девушки в руках прялка. Она прядёт шерсть. Это – пряха).

3. ( Ткачиха ткет полотно на ткацком станке)

31

Задание 2. «Узнай ремесло» Умельцы из старинного русского
города Павловского Посада ткали их, украшали вышивкой,
наносили на них узоры. Найдите этот предмет.
(1 балл)

4. (Лошкари делают

деревянные ложки)
5.(Художницы
расписывают игрушки)

6. (Гончар делает посуду из
глины) Найдите изделия
этих мастеров в нашем
музее.
32

встретить в любом уголке России. Это ажурный орнамент и
(Павлово-посадские платки) изображения образуются в результате переплетения нитей
Историческая справка:
(шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.)
Есть такие
Их использовали для оформления костюмов и предметов быта. При
промыслы,
Петре 1 их ношение было предписано всем дворянам обязательно.
которые можно
Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие (кружева Эта работа требует только
творчества, но и большого терпения. А с помощью чего их выполняют?
( + 1 балл) (коклюшек, спиц)

Историческая справка:
Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России. Это ажурный орнамент и
изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных,
шерстяных, металлических и др.) Их использовали для оформления костюмов и предметов быта.
При Петре 1 их ношение было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и
популярны вологодские, кировские, елецкие (кружева ) Выполняют их с помощью коклюшек,
спиц. Эта работа требует только творчества, но и большого терпения.
Задание 3. Перед вами на столе лежит карточка с изображением ремесленника. Кто это?
(кузнец)
(2 балла)

33

Вам надо внимательно подумать и оставить ремесленнику только его орудия труда.
Чем занимались эти ремесленники? Какие изделия изготавливали? (Подковывали лошадей,
изготовляли инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи,
сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы, украшения и т.д.)
Задание 4. Дымковская игрушка.

(1 игрушка = 1 балл)
Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки вятские На все манеры. Вот вам барыни,
А вот и кавалеры. У барынь алые щеки и губки. Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар
обойдете, Лучше барынь не найдете. Игрушки наши повсюду славятся . Подходите скорее и вам
понравятся.
Задание : Найдите среди музейных экспонатов похожие игрушки.

Этап № 5
МАСТЕР - КЛАСС (не оценивается)
Раскрасьте их.
Историческая справка:
Почему они называются Дымковские игрушки? (Както очень давно на поросшем лесном берегу реки
Вятки построили наши предки город, окружили его
крепостными стенами, глубокими рвами, а на другом
берегу со временем появилось поселение – слобода.
По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые
дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому
и назвали слободу Дымковской. Издавна в
Дымковской слободе жили гончары. Они лепили из
местной красной глины посуду, игрушки, дудочкисвистульки).

34

Пока дети раскрашивают игрушки , жюри подводит итоги.
Награждение .
Приложение 1. Маршрутный
лист
Класс, команда
Порядок
прохождения
этапов

Баллы

Лучшие игроки

Этап №
1
Этап №2
Этап №
3

Этап №4

3.3.Календарно-тематическое планирование

35

«Школьный музей» на 2024/2025 учебный год
№

Название темы занятия

Кол
-во
час

1

Инструктаж по технике
безопасности.
Цели и задачи творческого
объединения.
Краткое
содержание
учебного
курса.
Первичный инструктаж. Правила
поведения в музее. Правила
техники безопасности на учебном
месте.

1

2

Практика.
Самостоятельная
творческая работа обучающихся
на тему «Как бы я провел
экскурсию». Входной контроль:
сочинение на тему «Как бы я
провел экскурсию»
Основы музейного дела
Теория. Музееведение.

1

История появления музеев.
Музеи Древней Греции.
Первые музеи Европы.
Музеи России.
Оружейная палата - государева
сокровищница XVI – XVII веков.
Функции и классификация музеев.
Столичные и провинциальные
музеи России.
История становления и развития
музейного
дела
в
МБОУ
«Столбовская средняя школа
имени Героя Советского Союза
Н.А.Токарева». Школьный музей.
Основные этапы создания и

1
1
1
1
1

3

4
5
6
7
8
9
10
11

12

1

1
1
1

1
36

Дата по расписанию
По плану

По факту

Примечан
ие
/корректи
ровка

13

направления деятельности.
Практика. Викторины, создание
мультимедийных презентаций,
конкурс рисунка «Мы в музее».

1

14

Основные музейные понятия и
термины

1

15
16
17
18
19
20

Теория. Коллекция.
Архив.
Музейный предмет.
Музейный фонд.
Фондовый учет.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Оформление
фондовой
документации.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика. Система хранение
фондов.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика. Музейная экспозиция.

1
1
1
1
1
1

21
22

23
24

25

1
1

1
1

1
37

26

27
28

29

30

31

32

Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Экспозиционные материалы и
комплексы.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Экспозиционно-выставочная
работа.

1

Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.

1

1
1

1

1

1

38

33

34

35

36

37

Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.

1

1

1

1

1

39

38

39

40

41

42

Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Практика.
Обзорная
и
тематические
экскурсии
по
экспозициям школьного Музея
боевой
славы
лётчиковчерноморцев. Творческие работы.
Создание
проекта
музейной
экспозиции.
Промежуточный
контроль:
тестирование

1

1

1

1

43

Исследовательская
деятельность музеев

44

Теория.
Музей
исследовательский центр.

как

1

45

Основы
исследовательской
деятельности в школе.
Основы
исследовательской
деятельности в школе.

1

46

1

1

40

Планирование
организации
научно-исследовательской
деятельности.
Планирование
организации
научно-исследовательской
деятельности.
Практика.Творческая работа по
составлению
мини-плана
исследовательской деятельности
на
тему,
выбранную
обучающимся.

1

50

Практика.Творческая работа по
составлению
мини-плана
исследовательской деятельности
на
тему,
выбранную
обучающимся.

1

51

Практика.Творческая работа по
составлению
мини-плана
исследовательской деятельности
на
тему,
выбранную
обучающимся.

1

52

Экскурсионная работа
История
возникновения
экскурсионного дела в России.
Понятие «музейная экскурсия».
Классификация
и
тематика
экскурсий.

1

53

Этапы
подготовки.
Отбор
литературы и информации из
других источников – СМИ,
архивы, интернетресурсы и т.п.
Изучение собранного материала.
Составление
методической
разработки, маршрута экскурсии.
Методика и техника проведения
экскурсии.

1

47

48

49

54
55
56

1

1

1
1
1

41

57
58

59
60
61
62

65

66

67
68

69
70
71

Показ и рассказ как основа
экскурсии.
Использование
аудиои
видеозаписей,
виртуальные
экскурсии.
Этика экскурсовода.
Имидж и речь экскурсовода.
Личные качества как необходимое
условие работы.
Особенности
проведения
экскурсий для различных групп
населения.
Культурнопросветительская работа музея.
Практика.
Самостоятельная
работа обучающихся по подбору
источников
и
составлению
маршрута
экскурсии
по
выбранной теме.
Практика. Выбор методических
приемов
для
разработанной
экскурсии.
Практика. Отработка проведения
экскурсии.
Практика.
Обсуждение
соответствия
обучающихся
объединения
требованиям,
предъявляемым к экскурсоводу.
Практика. Ролевые игры.
Практика. Викторины.

1

Подведение итогов.
Обсуждение
проведенных
обучающимися
экскурсий:
соответствии темы и цели
экскурсии
ее
смысловому
содержанию,
целесообразность
использованных
методических
приемов, следование выбранному
маршруту экскурсии.

1

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

42

72

Итоговый контроль: Защита
индивидуальных
проектов
«Новая
экспозиция
музея
Боевой
славы
лётчиковчерноморцев».
Проведение
экскурсии.

1

3.4. Лист корректировки
Лист корректировки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Школьный музей»
№ Причина корректировки
п/п

Дата

43

Согласовано с
заместителем директора
по учебно-воспитательной
работе

3.5. План воспитательной программы
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм
и национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная (поэтическая,
музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита проекта,
конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты, экскурсии,
44

культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.

45

1. Проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого уровня
№
Название мероприятия
Направление
Время
п/п
проведения
1

1. Мероприятия ко Дню памяти Туристко-краеведческое

Сентябрь, 2024

воинов, павших в Крымской войне направление
1853-1856 годов (09.09.2024г.)
2. Мероприятия ко дню памяти
жертв фашизма
2
День работника дошкольного
образования
День туризма

Туристко-краеведческое
направление

октябрь, 2024

3

Встречи с сотрудниками ГИБДД

Туристко-краеведческое
направление

ноябрь, 2024

4

Минута молчания приуроченная
Дню памяти крымчаков и евреев
Крыма – жертв нацизма

Туристко-краеведческое
направление

Декабрь 2024

5

Мероприятия ко Дню полного
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады, День
освобождения Красной армией
крупнейшего «лагеря смерти»

Туристко-краеведческое
направление

26.01.202529.01.2025г.

46

Дата
по
факту

Место проведения
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя

Ответственный

6

7

8

Аушвиц-Биркенау (Освенцима) –
День памяти жертв Холокоста
1. Мероприятия ко Дню разгрома
советскими войсками немецкофашистских войск в
Сталинградской битве.
2. Мероприятия к 120-летию со
дня рождения героя Великой
Отечественной войны
А.М.Матросова.
3. День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества, 35 лет со
дня вывода советских войск из
Республики Афганистан
(15.02.2025 г).
4. Концертная программа,
посвященная Дню защитника
Отечества (23.02.2025г.).
5. Мероприятия ко Дню
защитника Республики Крым
Мероприятия ко Дню
воссоединения Крыма с Россией
(18.03.2025г.).

Мероприятия ко Дню
воссоединения Крыма с Россией
(18.03.2025г.).

Туристко-краеведческое
направление

Февраль 2025

Туристко-краеведческое
направление

Март 2025

Туристко-краеведческое
направление

Март 2025

47

Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»

МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»

Конкурс рисунков, приуроченный
празднованию Дня космонавтики
(12.04.2025г.).
Митинг, приуроченный
празднованию Дня Победы
(09.05.2025г.)
Митинг, приуроченный
празднованию Дня Победы
(09.05.2025г.).

Туристко-краеведческое
направление

Апрель 2025

Туристко-краеведческое
направление

Май 2025

11

Мероприятия ко Дню памяти и
скорби.

Туристко-краеведческое
направление

Июнь 2025

12

Мероприятия ко Дню военноморского флота.

Туристко-краеведческое
направление

Июль 2025

9

10

2. Проектно-исследовательская работа.
№
Название конкурса
п/п
1
Участие во всероссийских конкурсах конкурсе 2024 2025»

МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»

Дата проведения

Место проведения

Сентябрь-май 2024 - 2025г.,

МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

дистанционно

48

Ответственный

2

Участие в олимпиадах

3. Тематические мероприятия кружка
№
Название конкурса
п/п
1

Экскурсии в школьный музей Боевой славы лётчиковчерноморцев (для детей, односельчан, гостей).

В течении года
дистанционно

Дата проведения
В течении года

В течении года

2
Подготовка юных экскурсоводов.

3

Участие в конкурсах музеев общеобразовательных
организаций.

Октябрь 2024

49

Дата
по
факту

МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

Место проведения
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

Ответственный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».