МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» от «7» мая 2024 г. протокол №5 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» _____________ О.Л.Лункина Приказ №174 от «22» мая 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные волонтёры» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации программы: 1 год (36 часов) Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 9-11 лет Составитель: Должность: педагог дополнительного образования с.Столбовое, 2024 г. 1 I.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные волонтёры» направлена на формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности. Программа разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н., Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост. Костылева Т.П. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа волонтёров» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции); Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам 2 среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; 3 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); 4 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; -Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени героя Советского Союза Н.А.Токарева»; -Положение о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»; -Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева». Направленность (профиль) программы: социально-гуманитарная. Направление: волонтёрская активность. Актуальность программы состоит в том, что она способствует вовлечению молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг. В последнее время наблюдается новая тенденция – возрастает потребность граждан не только в получении от государства услуг и помощи, но и посвящении части своего личного времени, сил, знаний, талантов другим людям и обществу посредством добровольчества. Добровольчество как деятельность способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания подростков и молодёжи, укрепления сотрудничества между различными секторами общества. Посредством добровольческой деятельности граждане, осознавая личную ответственность за будущее страны, за будущее поколений, вносят вклад в решение социально значимых проблем, создавая огромный и бесценный ресурс – социальный капитал. Через приобретение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности, особенно молодёжью, формируются активная жизненная позиция, формируются духовно-нравственные ценности. В сочетании общественных и личных интересов происходит осознание себя и своего места в обществе, формируется гражданское самосознание и гражданская инициатива. 5 Новизна программы находит своё отражение в том, что развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Отличительные особенности программы заключаются в развитии молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, навыков вожатского мастерства и активной гражданской позиции. Программа предполагает включение обучающихся в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт и самое главное - делать добро и делать его бескорыстно. Педагогическая целесообразность обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Адресат программы-данная программа предназначена для обучающихся 9-11 лет, направленных на добровольческую деятельность. Объём и срок освоения программы- программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения. Общий объём – 36 часов Уровень программы- стартовый. Формы обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении, сформированном в разновозрастную группу, являющуюся основным составом объединения (кружок); состав группы постоянный; занятия групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, выездные тематические занятия (в т.ч. экскурсии), выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, участие в акциях муниципального, республиканского и всероссийского уровней. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час. 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: вовлечение учащихся в позитивную социальную практику и добровольческую деятельности, способствующую развитию, поддержки 6 молодёжных добровольческих инициатив, формированию духовнонравственных ценностей, чувства ответственности, отзывчивости, взаимопомощи, самоуважения, самореализации, самостоятельной познавательной деятельности. Задачи программы: Образовательные (предметные, обучающие): •сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития; •познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества; •изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания; •рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого эмпирического материала; •выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя мотивирующие поведение школьников примеры; •подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры; •обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе; Личностные (воспитательные): •формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности; •воспитывать чувство коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; •формировать осознанный выбора участия в волонтерской деятельности; •формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. Метапредметные (развивающие): •развивать у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; •развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности; •развивать творческие способности, потребность в саморазвитии; •развивать коммуникативные качества, уверенность в себе, умение работать в команде; •расширять опыт общения, развивать навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий; •развивать рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности. 1.3. Воспитательный потенциал программы Воспитательная работа в рамках программы «Юные волонтёры» направлена на: 7 -воспитание честности, справедливости, дружбы, милосердия, ответственности, терпимости, трудолюбия и добра; -формирование духовно-нравственных качеств личности молодого человека; -улучшению морально-психологического состояния молодежи; -повышение культуры участия в благотворительной деятельности; -решение социальных проблем и как следствие – всестороннее развитие личности и профессиональной ориентации. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, развитие духовнонравственных качеств личности и уровня личностных достижений учащихся (участие в добровольческих акциях), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. 1.4.Содержание программы Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Название темы 1.Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения Социальная работа и социальное служение. История добровольчества Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии 3.Игровые технологии в работе волонтера Игробаза Игровая программа Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников 4.Работа волонтеров по пропаганде здорового образа жизни Искусство говорить «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия. Встреча с психологом Аудиторные часы теория практика Всего часов 1 1 - 3 3 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 6 1 5 2 2 2 1 2 2 1 7 - 7 2 - 2 8 Формы аттестации/ контроля Входной контроль (устный опрос) Промежуточный контроль (тест) 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике. 5. Информационные технологии в работе волонтеров Презентация. Творческое задание Принципы создания, способы и правила демонстрации. Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания. 3 - 3 2 - 2 3 1 2 1 1 - 1 - 1 Пресс и пост релизы. 1 - 1 7 2 5 4 1 3 3 1 2 5 1 4 2 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 36 11 25 Принципы и алгоритм создания. 6. Основы проведения социальных дел Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций 7. Психологическая подготовка волонтёра Особенности работы с младшими школьниками Тренинг личностного роста Тренинг коммуникативных навыков Тренинг толерантности 8. Специальная подготовка волонтёров Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми Особенности работы с людьми с ОВЗ Итого: Итоговый контроль (защита проекта) Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час) Теория: Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой. Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (3 часа) Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного 9 сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. Тема 3. Игровые технологии в работе волонтера (6 часов) Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников. Практика:Игровая программа для учеников 1-4 классов. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников для учеников 5-7 классов. Тема 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (7 часов) Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором ОДН. «Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей. Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике. Тема 5. Информационные технологии в работе волонтеров (3 часа) Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания. Тема 6. Основы проведения социальных дел (7 час) Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Тема 7. Психологическая подготовка волонтеров (5 час) Теория: Особенности работы с младшими школьниками Психологические особенности людей пожилого возраста. Практика: Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков. Тренинг толерантности. Тема 8. Специальная подготовка волонтеров (4 час) Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации. Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации. 1.5.Планируемые результаты К концу срока обучения обучающийся будет знать: -историю волонтерского движения в России и за рубежом; -методологические информативно-правовые основы волонтерской деятельности; -социальные аспекты волонтерской деятельности; -основные направления волонтерской деятельности в России и за рубежом; 10 -особенности организации волонтерской деятельности на базе различных учреждений; -полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. будет уметь: -обобщать полученные знания; -анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтерской деятельности; -организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях; -проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности; -использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности. Личностные результаты: формирование активной гражданской позиции, положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. Метапредметные результаты: развитие у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; развитие творческие способности, потребность в саморазвитии; развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде; расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Предметные результаты: - обучение молодежи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности; - знакомство с историей и существующей практикой реализации социальнозначимых проектов субъектами волонтерской деятельности; - обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм; 11 - специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.). 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график Продолжительность 2024/2025 учебного года Начало 2024/2025 учебного года – 1 сентября 2024 года Начало учебных занятий – 2 сентября 2024 года. Продолжительность учебного года: 36 учебных недели (36 учебных дней) Сроки окончания учебного года: май 2025 года Сроки контрольных процедур: Входной контроль (устный опрос) - 2-я неделя сентября. Промежуточная аттестация (тест) – 4-я неделя декабря. Итоговая аттестация (защита проекта) - 3-я неделя мая. 12 2 1 4 3 4 5 6 ноябрь 7 8 декабрь 9 10 11 12 13 14 1 1 1 4 4 4 январь 15 16 17 18 19 1 4 Таблица 2 полугодие март февраль апрель май 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 1 4 1 4 1 4 1 4 Итоговый контроль( защита проектов) 1 октябрь Промежуточный контроль (тест) 1 полугодие сентябрь Входной контроль (устный опрос) Аттестация/формы контроля Кол-во часов в месяц Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Месяц Календарный учебный график Уровень: стартовый Группа «Юные волонтёры» Объём учебной нагрузки на учебный год 36 часов 13 2.2.Условия реализации программы Кадровое обеспечение: По данной программе может работать педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, и (или) прошедший курсы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых». Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся на базе МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева». Оборудование: ноутбуки-3 шт., персональные компьютеры-8 шт., МФУ «Эпсон»2 шт., проектор, интерактивная доска, акустические колонки, видеокамера, фотоаппарат, ламинатор, брошюратор. Учебные комплекты на каждого обучающегося: Тетрадь в клетку (48 листов)- 15 шт.; ручки шариковые синие -30 шт.; Символика и атрибутика: футболки, кепки, бейджи. Методическое обеспечение образовательной программы 1) Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят во второй половине дня, в очном формате как в аудитории, так и вне её. Группа обучающихся разновозрастная. В процессе обучения будут организованы: тренинги, образовательные экскурсии, встречи с интересными людьми, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, презентации; акции; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; выставки; соревнования. Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, Интернет-ресурсами 2)Методики: методика проблемного обучения Джона Дьюи, методика личностноориентированного обучения.Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности. Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности. «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Метод экспертных оценок. 3)При реализации образовательной программы «Юные волонтёры» используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: предъявление информации педагогом, обучающиеся воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно; частично-поисковый: сбор данных по заданной теме; исследовательский: 14 репродуктивный: конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации; метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации; проектный: создание авторской социальных проектов. 4) Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, общественное мнение, поручение. 5) Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая. Категория обучающихся: дети, имеющие разные интересы и способности. 6) Возможные формы организации учебного занятия: лекционное занятие; беседы, тренинги; работа в группах, парах; презентация деятельности; обучающая деятельность с исследовательским компонентом; конкурсная деятельность; образовательные экскурсии; командные игры, конкурсы; виртуальные путешествия; профессиональные пробы, практика. 7) Педагогические технологии: Технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения. 8) Алгоритм учебного занятия Помещение, в котором проводится занятие, проветривается, проверяется исправность материально-технического обеспечения. I. Организационный момент: 1) Приветствие и проверка присутствующих; 2) Активация необходимых знаний (актуализация); 3)Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся; 4) Целевая установка; 5) Сообщение темы занятия. II. Основная часть 1) Теоретическая часть; 2) Практическая часть. (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование технических средств обучения (ТСО) и методических материалов по каждому пункту основной части занятия). III. Подведение итогов занятия 1) Проверка первичного усвоения знаний; 2) Выводы по занятию (подведение итогов работы); 15 3) Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ типичных ошибок); IV. Рекомендации для самостоятельной работы. 9) Методические и дидактические материалы -кодекс и памятка волонтера. -социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, уважительного отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья; -фильмы; -презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность» учебное видео-пособие о ВИЧ. Учебно-методическое и информационное обеспечение: -Положение о добровольческой (волонтёрской) деятельности в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева». - сценарии и методические разработки мероприятий; - личная книжка волонтера; - кодекс и памятка волонтера. Дополнительная литература Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социальнопсихологических тренингов.- М.,1996 Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7 Перечень тем учебно-исследовательских работ 1.Эковолонтёры 2. Волонтёры Победы 3.Тимур и его команда 4. Спешите делать добро 5. Поддержка добровольческих и волонтёрских инициатив. 6.Волонтёрское движение школьников Наглядный материал следующих видов: 1)объёмный (части самолётов, парашют, военная форма лётчиков-черноморцев); 2)схематический (схемы, рисунки, плакаты,); 3)картинный и картинно-динамический (картины, фотоматериалы); 4)звуковой (аудиозаписи); 5)смешанный (видеозаписи); 6)дидактические пособия (вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания); 7) рефераты, тезисы выступлений на конференции; 8) интернет-ресурсы: http://добровольцыроссии.рф https://волонтёрыпобеды.рф/ 2.3.Формы аттестации 16 Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений: внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры); внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование). Способы проверки результатов освоения программы: систематическое участие в добровольческих мероприятиях; тестирование обучающихся «Я- волонтер!» контрольные упражнения «Я- волонтер!» количество проведенных мероприятий; количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности; наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка); участие в конкурсах: «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д. участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения; организация, реализация социально- значимых проектов; создание авторских социально- значимых проектов. - разработка социального проекта; - портфолио; - мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в Входной контроль (устный опрос) Промежуточная аттестация (тест) Итоговая аттестация (защита проекта) 2.4.Список литературы 2.4.1.Список литературы для педагога дополнительного образования 1. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21. 2. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1 3. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта : Рик Страссман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с. 4.Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г. 5.Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2 17 6.Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с. 7.Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7 8.Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социальнопсихологических тренингов.- М.,1996 9.Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7. 2.4.2.Список литературы для обучающихся 1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008. 2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО Бонапарт ПС, 2004. 4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 1984. 5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008 6. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2006. 7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. - М.: РЦОИТ, 2003. 8. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008. 9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005. 10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. 2.4.3.Список литературы для родителей 1.Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков или как стать счастливым родителем счастливых детей. Тула, 2003. 24 с. 2.Макеева А. Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с. 3.Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебнометодическое пособие. М.: «Фонд содействия образования XXI века». 2005. 3.Приложения 3.1.Оценочные материалы Выявление достигнутых результатов С целью отслеживания динамики развития каждого учащегося, эффективности и прочности приобретённых им знаний, умений и навыков в начале учебного года проводится входной контроль, а в конце изучения курса –защита проекта.. Входной контроль. Форма контроля: анкетирование Программа анкетирования «Личность волонтера». 18 Диагностика нравственной самооценки. Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны. • Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; • если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; • если совсем не согласны — оцените ответ в один балл. Вопросы: - Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. - Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. - Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. - Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 28 - Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей. - Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на несправедливое замечание в мой адрес. - Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. - Мне приятно дарить людям радость. - Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. - Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружающим тебя людям. Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в четыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два балла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее. Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нравственной самооценки. Промежуточная аттестация (тест) Тест на определение уровня знаний по основам волонтерской деятельности Часть 1 1. Когда в России появилось социальное явление – добровольчество? а) конец 19 века б)50-е годы 20 века в)80-е годы 20 века 2. Первые российские некоммерческие благотворительные организации получили именование? 19 а) волонтерские б) неформальные в)социальные 3. В каком году в России благотворительность законодательно признана правовым видом деятельности? а) 1997 б) 2001 в) 1995 4. На каких правовых актах основывается деятельность благотворительных организаций в РФ? а) ФЗ «Об общественных объединениях» б) ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в) ФЗ «О некоммерческих организациях» г) все ответы верны 5. Что такое НКО? а) неформальные коммерческие организации б) непонятное какое-то определение в) некоммерческие организации 6. Какой год Организация Объединенных Наций объявила Годом Добровольцев? а) 2000 б) 2009 в) 2001 7. Выберите страны, в которых не развивается добровольческое движение? а) Россия б) США в) Япония г) Италия д) нет таких стран 8. Добровольцы – это… (продолжите определение) а) граждане с доброй волей б) граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в) городские сумасшедшие г) граждане, добровольно идущие на косметические опыты 9. Что такое United Way of America? а) благотворительный фонд, созданный как общая касса благотворительных организаций Америки б) крупный коммерческий банк в) международная благотворительная организация 10. Получают ли заработную плату участники международных волонтерских лагерей? а) Да 20 б) Нет 11. ДОО – это… а) добровольческие организации общественников б) добавочные общественные органы в) детские общественные объединения 12. Можно ли поставить знак равенства между словами волонтер и доброволец? а) Да б) Нет 13. Детское общественное объединение – это… а) объединение детей по интересам б) студия, кружок, секция в учреждении дополнительного образования в) объединение молодых граждан совместной целью, интересами, увлечению и совместной деятельностью по их продвижению в обществе 14. Назовите первое массовое детское движение в России? а) пионеры б) юные инспекторы дорожного движения в) скауты 15. Когда празднуют Всероссийский день ДОО? а) 19 мая б) 1 июня 16. В каком году в России оформилось детское общественное движение – пионеры? а) 1909 б) 1922 в) 1990 17. Назовите основное направление деятельности международной организации «Красный крест»? а) популяризация здорового образа жизни б) решение проблем бездомных животных в) защита международных памятников природы 18. Слово «волонтерство» образовано от латинского voluntarius. Что оно означает? а) Добровольный б) Вольнодумный в) Благодушный г) Готовый действовать 19. В каком году в Российской Федерации впервые появилось юридическое определение добровольца (волонтера)? а) 1991 б) 1995 в) 2000 г) 2017 21 20. По итогам медиафорума ОНФ «Правда и справедливость», прошедшего в апреле 2017 г. в Санкт-Петербурге, в России учрежден День добровольца (волонтера). Когда он отмечается? а) 1 февраля б) 5 декабря в) 10 января г) 1 марта 21. Какого вида волонтерства не существует? а) Социальное волонтерство б) Экологическое волонтерство в) Событийное волонтерство г) Пассивное волонтерство 22. После Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г., где было задействовано около 25 тыс. волонтеров, в России была создана: а) Ассоциация волонтерских центров б) Добровольческая партия в) Олимпийская волонтерская группа г) Профсоюз добровольцев Часть 2 Напишите сочинение — эссе о своем отношении к добровольческому движению в России, опираясь на одну из предложенных цитат. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Лев Толстой «Добровольчество – это клей, который держит нас вместе, и это энергия, которая приведёт нас в 21 век» - Барбара Микулски "Пусть мы не сможем спасти всех, кого бы нам хотелось. Но мы спасем намного больше, чем те, кто даже не пытается..." - П.Скотт. Итоговый контроль (защита проекта) Критерии оценивания проекта Оценка проектной деятельности учащихся 1)Процесс 1) Работа над проектом 2)Результат проекта 2) Продукт проекта (что получилось в итоге) 3) Оформление проекта 3) Оформление проектной папки, видеоряда 4) Защита проекта 4) Презентация своего продукта: уровень презентации, 5) Самоанализ учителя процесс защиты презентации 5) Деятельность учителя в рамках данной проектной деятельности. Результат учащихся в рамках деятельности. 22 Критерии оценивания работы над проектом Актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий); - самостоятельность (уровень самостоятельной работы , планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия); - проблемность (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию); - содержательность (уровень информативности, смысловой емкости проекта); - научность (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими) - работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа); - системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности, выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе); - интегративность (связь различных областей знаний); - коммуникативность . Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности • Полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены); • соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами); • соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.); • социальная (практическая, теоретическая) значимость; • эстетичность; • потребность дальнейшего развития проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект 23 обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин). Критерии оценивания оформления проектной работы • Правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии); • композиционная стройность, логичность изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда, Отражение в тексте причинноследственных связей, наличие рассуждений и выводов); • качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков); • наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия); самостоятельность. Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта): • Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность); • объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей); • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; • представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории) ; • ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие); • деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность) ; • правильно оформленная презентация 3.2.Методические материалы Конспект занятия по теме: «Социальные акции. Разработка и проведение социальной акции» Дата проведения ______________. Актуальность темы занятия обусловлена тем, что, у подростков нет достаточного жизненного опыта, знаний и умений для организации социальных акций и участия в них. Занятие позволит волонтерам активно включатся в организацию общественной жизни, помогут в социализации. 24 Цели занятия: Образовательная: - дать представление о понятии «социальная акция», как форме организации волонтёрской деятельности; - обучение методикам проведения некоторых направлений социальных акций. Развивающая: - формирование первичных организаторских умений и навыков; - развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. - развитие уверенности в себе. Воспитательная: - воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; - воспитание качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; - формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. Методы проведения занятия: словесные: беседа, рассказ; наглядные: презентация, плакаты, видеоролики; практическая работа: придумать тему социальной акции. Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся: умение применять знания, полученные в течение обучения. Оборудование и учебно-наглядное пособие: -для педагога: доска, указка, плакат, презентация, проектор, экран, компьютер. -для обучающихся: тетради, ручки. Ход занятия. 1. Организационная часть – 2 мин. 2. Закрепление пройденного материала – 5 мин. 3. Объяснение нового материала – 20 мин. 4. Самостоятельная работа учащихся – 15 мин. 5. Рефлексия – 2 мин. 6. Завершение урока и задание на дом – 1 мин. Организационный момент (2 мин.) Блок «снятие эмоционального напряжения, взаимодействие» Упражнение 1 «Встреча» Инструкция: каждый обучающийся получает задание, поздороваться со всеми членами группы, так как это делают в разных странах. Приложение 1 Закрепление пройденного материала (5 мин.) 25 Давайте вспомним, что такое социальный волонтерский проект, этапы выполнения проекта. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности. Проекты добровольческой деятельности должны отвечать трем основным требованиям: во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества; во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.п.). Проект – психологопедагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей. Объяснение нового материала (20 мин.) Теоретический блок. Социальная акция – Единое во времени и пространстве действие, направленное на реализацию одной или нескольких задач. Добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры); Акция– это разовое мероприятие, с четко поставленной целью, задачами, и сформированной организационной группой для ее достижения. Это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели, носит массовый характер. Социальные акции – привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься. Социальная акция – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей. Социальные акции могут иметь совершенно разные способы организации и взаимодействия людей. Например, это могут быть встречи в школе с каким – то значимым персонажем, митинг, распространение листовок и флешмобы. Направленность акций: 1. Акции финансовой помощи. Данные акции направлены на сбор средств для решения одиночной проблемы. Часто добровольцы занимаются подобными акциями, сотрудничая с благотворительными фондами («Десант добра», «Возрождение», «Добро»). Ярким примером подобных акций являются акции по сбору денег на операцию больному ребенку, на покупку инвентаря или продуктов для государственных детских учреждений, на посильную помощь в решении опред 26 еленной жизненной ситуации. 2. Трудовые акции. Данный вид акций является самым масштабным, так как включает в себя обширное поле деятельности, направленной на практическую и трудовую помощь различным категориям нуждающихся. Во время проведения таких акций, добровольцы активно включаются в физический труд. Трудовые акции в основном связаны с деятельностью студентов по благоустройству окружающей действительности. Трудовые акции могут быть направленными на таких благополучателей, как люди (сотрудничество с детскими домами и реабилитационными центрами, помощь пожилым людям, работа с детьми с ОВЗ), учреждения и организации (участие или организация субботников или ремонта в государственных учреждениях), окружающая среда (субботники на природе, высадка деревьев, участие в озеленении города). Особым направлением трудовых акций, ставшем популярным в последние годы, является акции, направленные на благополучие животных (уборка в питомниках, обеспечение животных дополнительным питанием и медицинским надзором). 3. Информационные акции (тематические). Данные акции добровольческой деятельности могут быть приуроченными к таким дням, как День борьбы со СПИДом, День борьбы с туберкулезом, День борьбы с курением, День памяти умерших от СПИДа, День грамотности в вопросах ВИЧ-инфекции и т.д. Акции в эти дни носят профилактический характер. Основная задача добровольцев дать слушателям необходимое количество информации по текущей проблеме, позволяющее показать альтернативные варианты действительности, обратить внимание слушателей на здоровый образ жизни, на свободное дыхание, помочь почувствовать всю опасность вредных привычек и увидеть правильный путь спасения от них, помочь людям более гуманно и терпимо относится к тем, кто отличается от общей массы. Формы проведения подобных акций могут быть самыми различными. Добровольцы могут раздавать информационные листовки или подготовить информационный плакат, беседу, небольшое представление или агитационную бригаду. Форма проведения целиком зависит от творческого подхода добровольцев, непосредственно ор ганизующих ту или иную акцию, от количества участвующих в ней добровольцев, от аудитории, для которой подготовлена акция и от финансовых возможностей для ее проведения. К этому же виду акции можно отнести и политические акции, направленные на активное исполнение студентом своего гражданского долга, активное участие в политической жизни страны. 4. Познавательно-творческие (досуговые) акции. Основной задачей добровольцев в этих акциях является привлечение внимания людей к творческому 27 восприятию действительности, научной и интеллектуальной стороне жизни, создание позитивной атмосферы. Такие акции чаще всего проводят в учебных заведениях, что позволяет снять у студентов напряжение от учебного процесса, создать легкую атмосферу для повышения эффективности работы учащихся, а также для привлечения их к общественной работе. В рамках добровольческой деятельности существует «творческое» направление, связанное с организацией акций, представляющих собой культурно-массовые мероприятия. Виды социальных акций Флешмоб Уроки добра Спортивное соревнование Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.) Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры) Марш, шествие Митинг Субботник Благотворительный концерт Мастер-классы Встречи Другие. Флешмоб (от англ. flashmob – flash- вспышка; mob – толпа, дословный перевод «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа» ) – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляются в общественном месте, выполняют заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Основные принципы флешмоба : Спонтанность в широком смысле слова; отсутствие централизованного руководства, отсутствие рекламных или политических целей , в ходе акции участники не должны никак показывать то что они знакомы и их что – то связывает. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Цель: участники могут преследовать абсолютно разные цели. Кто – то развлечение, почувствовать себя свободным от стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих, получить острые ощущения, эмоциональная подзарядка. «Урок добра»- внеклассное мероприятие, с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление. Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. 28 Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.) Акции финансовой помощи. Целью данного вида акции является благотворительная денежная помощь нуждающимся (на операцию, на содержание, на лечение, и др.). Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры) Марш – Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное движение больших групп людей. Шествие — одна из форм публичных мероприятий, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, или протестное прохождение с каким-либо требованием; процессия. Ми́тинг (англ. protest —собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущейжизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста. Федеральныйзакон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует митинг как «массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Этот закон детально определяет порядок осуществления права граждан на собрания и манифестации. Суббо́тник (воскре́сник)— сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название) Мастер-класс —оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. Благотворительный концерт– публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадныхномеров по определённой, заранее составленной, программе, средства от которого направляются на решение проблем социального характера. Основной целью благотворительного мероприятия будет сбор материальных средств для оказания кому-то помощи. Потому стоит понять, кому из всех нуждающихся вы хотите помочь больше, перед тем как начинать организацию благотворительного концерта. Как правильно организовать благотворительный концерт? Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые 29 нуждаются в этом. Хотя благотворительным концертом не получиться полностью решить насущные проблемы, но все равно мир от этого станет немного лучше. В акции есть определенный алгоритм: 1.Постановка цели и смысла акции. Прежде всего, необходимо как можно более четко выбрать одну цель, ради которой проводится акция. Либо это создание известности, либо это просвещение и пропаганда, либо это сбор денег, привлечение средств (франдрайзинг). 2.Бюджет события. Оценить что можно сделать своими силами, а для чего понадобится помощь спонсоров. 3.Снижение риска. Риск провала акции возможен на любом ее этапе, поэтому надо постараться максимально снизить все отрицательные моменты. 4.Команда. Четкое распределение обязанностей, один руководитель, человек который за все должен отвечать, координировать. Некоторые акции сможет провести и один человек, а вот в организации должны участвовать все члены команды. 5.Общение с социальными партнерами. Первый шаг – создание фонда социальных партнеров, определение значимости каждого. Второй шаг – подготовка представлений, специально продуманных текстов для обращения к потенциальному партнеру. Важно заранее написать текст обращения, состоящий из коротких понятных предложений, объясняющих цели и содержание акции и необходимость сотрудничества. Третий шаг – работа с социальными партнерами, общение, получение результата. Последний шаг – прощание с партнером, нужно всегда оставаться друзьями. Поэтому нужно сделать что – то приятное (Подумайте чего). 6. Обратная связь Благодарность всем кто принял участие в акции. Мнение социума, обратная связь. Самостоятельная работа обучающихся (15 мин.) 30 Упражнение «Социальные партнеры». Напишите все возможные структуры, с кем мы можем общаться. Упражнение «Планирование акции». Работа по группам. Пример: пропаганда ЗОЖ, экологическая акция. Рефлексия (2 мин.) Главная цель этого этапа — анализ самими детьми стадий подготовки социальной акции. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, оценивается вклад микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны, обсуждаются пути их исправления. Завершение урока и задание на дом – 1 мин. Разработать и провести школьную акцию. Фотоотчет. 3.3.Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный волонтёр» на 2024/2025 учебный год № Название темы занятия 1 2 3 4 5 1.Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения Социальная работа и социальное служение. История добровольчества Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи Мотивация волонтерской деятельности. Роль Количество Дата по часов расписанию По По плану факту 1 3 31 Форма аттестации/ контроля Входной контроль (устный Примечание /корректировка 6 7 8 9 10 11 12 13 14 волонтерства в личностном развитии 3.Игровые технологии в работе волонтера Игробаза Игровая программа Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников 4.Работа волонтеров по пропаганде здорового образа жизни Искусство говорить «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия. Встреча с психологом Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике. 5. Информационные технологии в работе волонтеров Презентация. Творческое 6 Промежуточный контроль (тест) 7 3 32 задание Принципы создания, способы и правила демонстрации. 15 Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания. 16 Пресс и пост релизы. Принципы и алгоритм создания. 17 6. Основы проведения социальных дел 18 Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности 19 Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций 20 7. Психологическая подготовка волонтёра 21 Особенности работы с младшими школьниками 22 Тренинг личностного роста 23 Тренинг коммуникативных навыков 24 Тренинг толерантности 25 8. Специальная подготовка волонтёров 26 Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми 27 Особенности работы с людьми с ОВЗ 7 5 4 Итоговый контроль(защита проектов) 33 3.4. Лист корректировки Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные волонтёры» № Причина корректировки п/п Дата 34 Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе 3.5. План воспитательной программы Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста учащихся, их развития и самореализации. Задачи: - формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание учащихся; - развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся; - создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: - вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня сплоченности коллектива; - улучшение психического и физического здоровья учащихся; - сокращение детского и подросткового травматизма; - развитие разносторонних интересов и увлечений детей. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по отдельному плану). Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина, интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная (поэтическая, музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита проекта, конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия. Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные. Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социальнопедагогической поддержки, досуговые. Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др 35 № Мероприятие п/п 1 Акции «Рука помощи» ко Дню пожилого человека 2 Участие в субботниках 3 Акция «Не руби, ёлочку» 4 Акция «Письмо солдату» 5 Акция «Дети-цветы жизни» Сроки Место проведения Сентябрь- Территория октябрь Столбовского сельского поселения (с.Столбовое и с.Лушино) В течение с.Столбовое года Ответственные Нурмамбетова С.М., педагог дополнительного образования Нурмамбетова С.М., педагог дополнительного образования декабрь школа Нурмамбетова С.М., педагог дополнительного образования В течение Компьютерный Нурмамбетова С.М., педагог года, класс дополнительного Февраль образования к 23.02.25 май Школьный Нурмамбетова С.М., педагог двор дополнительного образования 36 1. Проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого уровня № п/п Название мероприятия Направление Время проведения 1 Разработка плана мероприятий на учебный год Социально-гуманитарное направление Сентябрь, 2024 2 Теоретические и практические занятия с членами волонтёрского отряда Социально-гуманитарное направление октябрь, 2024 3 Участие в акции «Зелёная Россия» Социально-гуманитарное направление ноябрь, 2024 декабрь 2024 4 Проведение конкурса рисунков «Здоровая планета» для школьников младшего и среднего возраста Социально-гуманитарное направление В течении гола, 2024- 2025 5 Проведение конкурса рисунков «Экология и мы» Социально-гуманитарное направление Март, 2025 37 Дата по факту Место проведения МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Ответственный 6 Проведение флеш-мобов «Я, ты, он, она – вместе сильная страна!» для школьников младшего и среднего возраста. Социально-гуманитарное направление апрель, 2025 7 Оказание шефской помощи ветеранам, вдовам, труженикам ВОВ, а также детям войны. Социально-гуманитарное направление май, 2025 2. Проектно-исследовательская работа. № Название конкурса п/п 1 Организация работы кружка дополнительного образования «Школа волонтёров» 2 Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Дата проведения Место проведения В течении года МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Участие в субботниках и других экологических акциях В течении года 38 Ответственный 3. Тематические мероприятия кружка Название конкурса № п/п 1 Организация проведения и участия – Оказание шефской помощи воспитанникам детского сада «Солнышко» в подготовке мероприятия «Осенние посиделки» 2 Дата проведения 4 5 6 Организация проведения и участия мероприятий – Организация и проведение праздничных мероприятий, приуроченных к Дню учителя, Дню народного единства. Организация проведения и участия мероприятий - «Мы выбираем ЗОЖ!» - познавательная игра для школьников младшего и среднего возраста . 1. Организация проведения и участия мероприятий – Проведение членами волонтёрского отряда интерактивного мероприятия «СПИД – угроза обществу» для школьников старшего возраста. 2. Оказание шефской помощи обучающимся начальной школы в подготовке новогоднего представления Организация проведения и участия мероприятий – Организация и проведение праздничных мероприятий, приуроченных к 23 февраля Место проведения Сентябрь 2024 МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Сентябрь 2024 МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Организация проведения и участия мероприятий – Благоустройство пришкольной территории. 3 Дата по факту Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Февраль 2025 39 МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Ответственный Март 2025 7 Организация проведения и участия мероприятий – Оказание шефской помощи подопечным 8 9 реабилитационного центра «Дельфин» в проведении праздничного мероприятия «Для милых дам!» Организация проведения и участия мероприятий – Проведение социальной акции «Уникальность в многообразии» для жителей села. Организация проведения и участия мероприятий – Оказание шефской помощи ветеранам, вдовам, труженикам ВОВ, а также детям войны Ежемесячно Май 2025 40 МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»