ПРОГРАММА ДОПОБРАЗОВАНИЯ Футбол

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «Столбовская средняя
школа имени Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
от «07» мая 2024 г.
протокол № 5





УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Столбовская
средняя школа имени Героя
Советского Союза Н.А.Токарева»
_____________ О.Л.Лункина
Приказ №174 от «22» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Футбол»


Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 6-12 лет
Составитель: Мустафаев Энвер Шевкетович
Должность: учитель физической культуры

с.Столбовое,
2024 г.
1

I.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, способствует
выявлению и развитию спортивного интереса ребенка, его творческих
возможностей и личного потенциала, направлена на физическое развитие и
приобщение к здоровому образу жизни.
Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для
самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих
средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой
работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для
самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать
физические качества, необходимые для овладения игрой футбол,
придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности
учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися
умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические
действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа
призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и
технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить
элементарные теоретические сведения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Футбол» составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
2

 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
4

услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
5

общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени героя Советского Союза
Н.А.Токарева»;
Положение о разработке
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А.Токарева»;
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ «Столбовская
средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева».
Направленность (профиль) программы: физкультурно-спортивная
Направление: физкультурно-спортивное
Актуальность программы Данная программа соотносится с тенденциями
развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует формированию и развитию
творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке
талантливых учащихся.
Выдающиеся политические деятели, военачальники и писатели,
музыканты, ученые видели и видят в футболе не просто отдых и развлечение,
но и развитие двигательных качеств, эффективное средство воспитания и
развития человека. К числу наиболее в активных социальных функций футбола
относится функция педагогическая, развития познавательной активности
обучающихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в
самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания,
ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной и физической
деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью,
футбол вносит вклад во всестороннее гармоничное развитие человека,
независимо от возраста, профессии, спортивной футбольной квалификации. Во
всем мире растет понимание того, что школа не может обеспечить знаниями
своих учащихся на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе
дополнительного образования занимает развитие обучающихся, формированию
у них таких качеств личности, которые помогли бы им активно участвовать в
последующей учебной и трудовой деятельности. Теоретически и практически
обоснована не только целесообразность, но и сама возможность использования
футбола в формировании элементов научного стиля мышления творческих
способностей, эстетических взглядов, повышение успеваемости детей по всем
предметам. Футбол – школа творчества и коммуникации детей. Это
уникальный инструмент развития творческого и физического мышления.
6

Новизна дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы заключается в том, что она направлена не только на развитие
физических и технических, но и личных качеств личности ребенка, помогает
ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности,
профессии и помогает сделать для себя (совместно с родителями)
соответствующий выбор.
Вместе с тем, систематические занятия футболом оказывает на организм
учащихся всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной
активности, совершенствуют функциональную деятельность организма,
обеспечивая правильное физическое развитие, способствую укреплению
самодисциплины
и
самоорганизованности,
проявлению
навыков
содержательного проведения досуга, позволяют формировать у учащихся
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять
негативному воздействию окружающей среды.
Отличительные особенности программы данной дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом
задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными
стандартами нового поколения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в ходе занятий
футболом у учащихся:
– достигается
физическое
совершенствование
индивидуальных возможностей и способностей;

в

зависимости

от

– развивается дыхательная система ребенка, улучшается сердечно-сосудистая
система, повышается иммунитет и общее состояние здоровья за счет
эмоционального напряжения, испытываемого во время игры;
– улучшается глубинное и периферическое зрение, развивается точность и
ориентировка в пространстве вследствие постоянного взаимодействия с мячом;
развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы,
повышается мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям
напряжений и расслаблений мышц;
– происходят качественные изменения в двигательном аппарате: прыжки при
передачах мяча, нападающих ударах и блокировании, укрепляют костную
7

систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и
эластичность мышц;
– повышается стрессоустойчивость, самоконтроль, развиваются моральноволевые качества личности.
Адресат программы мальчикам младшего и среднего школьного возраста (612 лет), построена с учетом возрастных особенностей учащихся на основе
планомерного и преемственного формирования и развития экологических
знаний и научных фактов.
Учащиеся этого возраста способны выполнять предлагаемые задания по
освоению основных приемов владения мячом, бросков, разнообразных
тактических действий в обороне и нападении. При этом для достижения
положительных результатов при реализации программы учитываются
возрастные характеристики учащихся, их общее физическое развитие,
психологическая устойчивость, желание заниматься игровыми видами спорта,
умение учитывать мнение своих сверстников, определенный уровень знаний и
умений.
Объём и срок освоения программы- программа стартового уровня рассчитана
на 1 год обучения. Общий объём – 36 часов.
Уровень программы- стартовый.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Основным составом
объединения выступает разновозрастная группа учащихся младшего и
среднего школьного возраста. Виды занятий определяются содержанием
программы, участие в соревнованиях между группами, комбинированные
занятия. Набор в группы проводится посредством подачи заявки в
АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления
родителем (законным представителем) и согласия на обработку персональных
данных в письменном виде, а также медицинской справки, позволяющей
находится в детском коллективе, заниматься выбранным видом деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность
занятия 1 академический час.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: формирование здорового образа жизни, профилактика
асоциального поведения детей и подростков через развитие устойчивого
интереса к игре в футбол и создания благоприятных условий для дальнейших
занятий спортом.
8

Задачи программы:
Образовательные (предметные, обучающие):
-формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью,
техническими действиями и приемами в футболе;
-осваивать знания о футболе, его истории и о современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
-обучать навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной
организации занятий физическими упражнениями;
-учить технике передвижений, остановок, поворотов и стоек;
-учить системе ударов по мячу и остановок мяча; -развивать психомоторные
способности;
-осваивать техники ведения мяча;
-осваивать техники ударов по воротам;
- осваивать тактики игры.
Личностные (воспитательные):
-приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела;
-воспитывать положительных качеств личности, соблюдение норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной
деятельности;
-развивать эмоциональную сферу;
-воспитывать ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;
-воспитывать доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;
-воспитывать уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране,
курскому краю;
-воспитывать осознанную потребность в здоровом образе жизни;
-воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Метапредметные (развивающие):
-учить осознанному целеполаганию и планированию учебной деятельности;
-учить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по
алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;
-развивать рефлексию учебной деятельности на основных этапах работы;
-формировать осознание необходимости новых знаний на занятиях в
спортивной секции «Футбол»;
-учить отличать новое знание от ранее приобретенного;
-воспитывать уважение к мнению собеседника;
-учить находить компромисс в споре;
-учить последовательно выражать свои мысли.

9

1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Футбол» направлена на повышение интереса к
физической культуре и здоровому образу жизни, достижение высокого уровня
сплоченности коллектива. Для решения поставленных воспитательных задач и
достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию в школьных
мероприятиях, мастер-классах, направленных на повышение интереса
обучающихся к получению качественного законченного результата.
1.4.1. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела
Всего
часов
2

Аудиторные часы
теория практика

Формы
аттестации/
контроля
Опрос, наблюдение

1

Вводное занятие

2

История развития футбола

2

2

3

Элементарные понятия о футболе,
как игре

8

2

6

Опрос

4

Основные упражнения и
технические приемы

18

2

16

Контрольные
нормативы

5

Двусторонняя игра

5

-

5

Соревнование

6

Итоговое занятие

1

-

1

Тестирование

7

Итого

36

7

29

1

1

Опрос, тест

1.4.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с курсом программы. Инструктаж по технике безопасности,
первая помощь при травмах, режим, одежда и обувь футболиста.
Практика. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.
Раздел 1. История развития футбола (2 ч.)
Теория. Происхождение футбола. Истории великих футболистов.
Раздел 2. Элементарные понятия о футболе, как игре (8 ч.)
Теория. Основы и правила игры в футбол.
10

Практика.6 часов: Расстановка игроков перед началом игры. Кто начинает
первый. Защитник. Место в начальном положении. Полузащитник.
Нападающий.
Раздел 3. Основные упражнения и технические приемы (18 ч.)
Теория. Технико-тактические приемы.
Практика. 1) Разучивание основных упражнений и технических приемов для
полевых игроков:
- стойка, передвижения, остановка и повороты футболиста;
- ведение мяча различными способами (внутренней и внешней стороной
стопы);
- остановка мяча (внутренней и внешней стороной стопы, подошвой и голенью,
грудью);
- передача мяча различными способами (внутренней и внешней стороной
стопы);
- удары по мячу (внутренней и внешней стороной стопы, подъемом, головой);
- жонглирование мячом.
2) Тренировочные упражнения с заданиями для полевых игроков:
- ведение мяча «восьмеркой», с обводкой стоек (фишек);
- передачи мяча в парах и тройках, короткие и длинные передачи, диагональные
передачи в одно касание;
- удары по мячу с разбега, по катящемуся мячу, после отскока;
- пробитие штрафных, свободных ударов и пенальти.
3) Разучивание основных упражнений и технических приемов для вратарей:
- упражнения для развития прыгучести, быстроты, ловкости и координации:
прыжки со скакалкой, на месте, в высоту и длину, кувырки в группировке и т.д.
- прием катящегося мяча, прием высоко и низко летящих мячей.
Раздел 4. Двусторонняя игра (5 ч.)
Практика. Игра. Применение в игре приобретенных знаний. Применение
технических приемов. Промежуточная аттестация. Контрольные тесты.
Итоговое занятие (1 ч.)
Практика. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование уровня
теоретической подготовки первого года обучения.
1.5.Планируемые результаты
Результаты реализации программы сформулированы исходя из принципа
«дополнительности к основному образованию», с учётом стандартов общего
образования. И ориентированы на достижение учащимися личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
через
формирование
универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
11

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
- умение объективно оценивать результаты собственного труда; понятия о роли
игры в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять свое время в режиме дня;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Универсальные учебные действия:
 принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
 прогнозировать результаты работы;
 планировать ход выполнения задания;
 рационально выполнять задание;
 руководить работой группы или коллектива.
Предметные результаты:
- знание истории развития футбола в России;
- значение занятий футбола для организма человека;
- роль и значение занятий в укреплении здоровья;
- индивидуальные особенности физического и психического развития
организма и их связь с регулярными занятиями футболом;
- умения вести контроль за индивидуальным физическим развитием, соблюдать
правила личной гигиены, выполнять ведение и передачи мяча, соблюдать
правила безопасности и профилактики травматизма.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.2.1.Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график Программы составлен с учетом
годового календарного графика МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А. Токарева» и учитывает в полном объеме
возрастные, психофизические особенности обучающихся, отвечает
требованиям охраны жизни и здоровья и нормам СанПиНа.
Программа рассчитана на 36 учебных часа, 36 недель, I полугодие – 17
недель, II полугодие – 19 недель. Начало занятий – 01 сентября, окончание
занятий по программе – 31 мая. Учебные занятия проводятся с понедельника
по субботу согласно расписанию, утвержденному директором МБОУ
12

«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева»,
включая каникулярное время.
Календарный учебный график (Таблица)

13

сентябрь

1

1

4

2

1 полугодие
ноябрь

октябрь

3 4 5

6

7

8

декабрь

9 10 11 12 13 14 15 16

1

1

1

4

4

4

Таблица
январь

2 полугодие
март

февраль

апрель

июнь

май

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

Итоговое тестирование

Аттестация/формы
контроля

Кол-во
часов в
месяц

Кол-во
часов
в неделю

Кол-во
учебных
недель

Месяц

Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
Уровень: стартовый Группа «Футбол»

Объём учебной нагрузки на учебный год 36 часов
14

2.2.Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение.
Исполнителями программы являются учитель физической культуры. Возможно
привлечение студентов профессиональных организаций высшего образования,
обучающихся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим физкультурно –
спортивной и направленностей дополнительного образования, успешно прошедших
промежуточную аттестацию не менее, чем за два года обучения.
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Организационные
условия,
позволяющие
реализовать
содержание
дополнительной образовательной программы «Футбол» предполагают наличие
оборудования:
 спортивный зал
 футбольное поле 40 x 20
 футбольная сетка – 2
 футбольные ворота – 2
 комплект мячей – 10
 судейский свисток – 1
 медицинская аптечка – 1
 футбольная форма – 11
2.2.3. Методическое обеспечение образовательной программы
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: основными формами являются
практические занятия, соревнования. Дополнительными формами организации
выступают: турнир, конкурс, мастер-класс, олимпиада, открытое занятие, встреча с
интересными людьми.
Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения, технология
проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание спортивного зала,
подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент;
- актуализация знаний: повторение темы;
- основная часть (изложение теории);
- выполнение заданий;
- проверка правильности выполнения заданий;
15

- заключительная часть: подведение итогов.

Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую литературу и
методические разработки для обеспечения образовательного и воспитательного
процесса (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий,
годовой план воспитательной работы, сценарии
воспитательных мероприятий,
дидактический материал и т.д.), является приложением к программе, а также является
образцом для разработки учебно-воспитательного комплекса. Оригиналы хранятся у
учителя и используются в образовательном процессе.
Методика обучения футболу основывается на комплексном подходе, который
складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических
методов обучения и воспитания.
Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий.
Предпочтение отдается практическим занятиям, которые позволяют сформировать
практико-ориентированные умения и навыки у обучающихся.
2.2.4. Информационное обеспечение
- фильмы о великих игроках;
- портреты лучших игроков мира;
Интернет источники:
• официальный сайт МБУ ДО ДЮЦ ФС https://ducyalta.crimeaschool.ru/home

2.3.Формы аттестации
Данная программа не предполагает промежуточной или итоговой аттестации
обучающихся. В процессе внеурочной деятельности учащиеся получают знания и
опыт в области дополнительной дисциплины «Футбол».
Оценивание уровня обученности школьников происходит по окончании курса, после
итогового тестирования. Тем самым они формируют свое портфолио, готовятся к
выбору своей последующей профессии, формируют свою политехническую базу.

16

2.4.Список литературы
2.4.1.Список литературы для педагога дополнительного образования
1. Асович, А. А. Гуминский, Ю.П Ильичев и др.; Футболист в игре и
тренировке / Под общей ред. кан. пед. наук С. А. Савина. – М.: Физкультура и спорт,
1975 – 108 с.: ил.
2. Лях.В.И. Зданевич.А.А. – комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов.- Москва «Просвещение», 2006-128с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физическая
культура и спорт, 1976. – стр. 109-113, 120-122.
4. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
5. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – М.: Физкультура и спорт, 1982, 2-е
исправл. и дополн идз., - 207 с., ил. – Азбука спорта.
6. Чирва Б. Г. – Построение технической подготовки юных футболистов с
учетом сенситивных периодов становления технического мастерства. Теория и
практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. № 4-2007. с 15.
2.4.2.Список литературы для обучающихся
1. Алтановский «Методические рекомендации». - М.: Физкультура и спорт,
1997-2005 г.
2. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика
физического воспитания: Учеб. пос., гл. IV. М., 1979. С.65-75.
3. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт,
1980
– 127 с.; 20 см.
4. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:
Физкультура и спорт, 1980.
5. Голомазов С. Меткость, точность и техника действий с мячом и
принципиальные подходы к тренировке точности быстрых движений. С. Голомазов,
В. Зациорский, Б. Чирва. Теория и практика футбола. – 2004. № 1. – С. 33-35.
6. Голомазов С. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов. С.
Голомазов, Б.Чирва. – М.:РГАФК, 1994. – 80 с.
7. Козловский «Юный футболист». - М. 1974 г.
8. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко «Физическое воспитание».-М.
1989 г.
9. Лаптев А.П. Режим футболиста. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт,
1985. – 80 с.
17

2.4.3.Список литературы для родителей
1. «Футбол. Простые комбинации» - В.И. Симаков. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
2. «Как научиться играть в футбол» - М.: Харвест, 2017.
3. «Футбольные финты, уловки, трюки» - Валерий Мелентьев. - М.: Спорт, 2018.
4. «Футбол. Уроки лучшей игры - самый полный самоучитель. Играй лучше, чем
папа» - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2015.
5. «Футбол. Методика совершенствования "техники эпизодов игры"» - Б.Г. Чирва. М.:СпортАкадемПресс, 2020.
6. «Анализ техники футбола с учетом общего и частного в ее содержании» С.В. Алексеев, Г.Л. Драндров, Д.Ш. Садетдинов // Актуальные проблемы
физического воспитания и спорта: межвузов, сб. науч. ст. - М.; Чебоксары: Академия
педагогических и социальных наук; Чувашский государственный университет им.
И.Н. Ульянова, 2004.

18

3.Приложения
3.1.Оценочные материалы
Тестовые задания для оценки освоения программы в части практической
подготовки
1.1. При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить
внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для
выполнения упражнений.
1.1.1. Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц
плечевого пояса).
И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до
положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до полного
выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног,
перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний
за 30 сек.
1.1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а так же статической
выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. – упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание
– до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад-в
стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется
на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна попытка. Фиксируется
количество отжиманий при условии при условии правильного выполнения теста в
произвольном темпе без отдыха. Критерием служит максимальное число
отжиманий за 30 сек.
1.1.3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки уровня
силовой (динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. – лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90
градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъемов за 30
секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
1.1.4. Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1
минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков за
1 мин.
1.

19

1.1.5. Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа.
Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не
мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки
дается старт. Критерием, служит минимальное время.
1.2. Для оценки освоения программы обучающимися в части технической
подготовки используются тестовые упражнения, перечисленные в таблице. Для
обучающихся определенных возрастных категорий представлены и нормативы.
№

Упражнение

1.

Удар по мячу
ногой на точность
(число
попаданий)
Ведение мяча,
обводка стоек и
удар по воротам
(сек.)
Жонглирование
мячом
(количество раз)

2.

3.

1.

2.

3.

Удары по мячу
ногой с рук на
дальность и
точность (м)
Доставание
подвешенного
мяча кулаком в
прыжке (см)
Бросок мяча на
дальность (м)

7-8
лет

9-10
лет

3

6

до
30,0

до
30,0

4

8

11
12
13
14
лет
лет
лет
лет
Для полевых игроков
7
8
6
7

до
20,0

10

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

8

6

7

8

до
20,0

10,0

9,5

9,0

8,7

8,5

8,3

12

20

25

более
25

более
25

более
25

более
25

34

38

40

43

45

45

50

55

58

60

62

20

24

26

30

32

34

Для вратарей
30

Текущая и промежуточная диагностика обучения
Перечень тестов (вопросов) по текущему контролю освоения
теоретической части программы
1. Начертите футбольное поле: опишите его разметку и оборудование
и укажите все размеры.
20

2. Каким требованиям должен отвечать мяч? Каковы его вес и размеры?
3. При каком количестве игроков команда может быть допущена к игре и
каковы правила замены игроков?
4. Каковы права и обязанности главного судьи и его помощников при
проведении игры?
5. Продолжительность игры. В каких случаях судья должен продлить время
игры?
6. В каких случаях мяч считается в игре и не в игре?
7. Как правильно начать игру?
8. Общее определение положения «вне игры».
9. В каких случаях будет положение «вне игры»?
10. В каких случаях не может быть положения «вне игры»?
11. Какие взыскания судья может накладывать на игроков и за какие
нарушения?
12. В каких случаях назначаются штрафные и свободные удары? В чем
ихразница?
13. Как правильно проводится 11-метровый удар и в каких случаях он
назначается?
14. В каких случаях наказывается игра рукой?
15. Как правильно вбрасывать мяч из-за боковой линии?
16. С какого места производится выбивание мяча от ворот, и когда мяч
при этом будет считаться в игре?
17. Откуда производится угловой удар и на каком расстоянии от мяча
имеют право располагаться игроки?
18. Обувь и обмундирование футболистов. Какие к ним требования
предъявляются?
19. Когда мяч считается забитым в ворота?
21. От чего зависит дальность и точность полета мяча?
22. Какие основные технические приемы применяются в футбольной игре?
23. Какой из способов удара по мячу ногой обеспечивает наибольшую
точность полета мяча и почему? Как выполняется удар?
24. Какой из способов остановки мяча является более надежным?
25. Расскажите о расстановке и нумерации игроков команды.
26. Каковы особенности игры защитников, полузащитников, нападающих и
вратаря?
27. Назовите основные принципы игры в защите.
21

Назовите основные принципы игры в нападении.
Расскажите о персональной опеке и игре в зоне. В чем их отличие?
Как правильно организовать оборону при розыгрыше стандартных
положений?
31. Как организовать атаку при розыгрыше стандартных положений?
32. Что такое «Олимпийская система» проведения соревнований.
33. Система проведения чемпионата России по футболу.
34. Специфика игры в мини-футбол 5х5
35. Значение «разминки» в подготовке организма юного футболиста к игре.
36. Учебные сборы. Цель их в подготовке к соревнованиям и турнирам.
37. Особенности режима питания юных футболистов.
38. Организация проведение соревнований по футболу (положение,
календарь игр, таблица розыгрыша и т.д.)
39. Требования к спортивной обуви футболистов. Отличие обуви у
футболистов и мини- футболистов.
40. Что означает понятие «футбол»? Родина футбола.
28.
29.
30.

22

3.2.Методические материалы
Тема: «Футбол и его разновидности. История появления и правила игры.
Цель: Сформировать знания об истории футбола и правилах игры.
Задачи:
1. Сформировать знания об истории игры.
2. Закрепить знания о правилах игры.
3. Подтвердить полученные знания при ответе на вопросы.
Методы: лекция, беседа
Ход урока:
Вводная часть (5 мин.):
Приветствие. Сообщение темы урока, цели и задач. Отметить присутствующих.
Основная часть (30 мин.):
Беседа по теме:
Введение:
ФУТБОЛ - самый популярный в мире вид спорта. В него играют 240 миллионов человек, то есть
каждый 25-й житель Земли. Функционируют 1,5 млн. команд и 300 тысяч клубов. Из всех видов
спорта футбольные команды приносят больше всего дохода, но и вложения исчисляются
миллиардами.
История игры.
История футбола уходит своими корнями в глубину веков. Более 2 тысяч лет назад игры с
круглыми предметами были довольно популярны в Китае, Японии, среди индейцев Южной
Америки, в древней Греции, Египте, среди кельтских племен, у эскимосов, а также среди
славянских народов. Круглыми предметами для игры в разные времена и в разных странах были:
надутые свиные мочевые пузыри, отрубленные головы врагов, скатанная в тугой шар шерсть
животных, шкуры крыс и других зверей.
Ритуальные игры с мячом некогда были распространены на всех континентах.
Древние
кожаные мячи были найдены при раскопках в Египте и Греции. Согласно преданиям античности,
первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку:
это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от
ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже полярное сияние. В
Австралии мячи делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из
скрученных волос. У индейцев лакота (сиу) игра в мяч называлась Тапа Банка Яп («Бросание
мяча»). Она появилась благодаря видению вождя Уаскн Мани (Идущий в Движении). Изначально
эта игра была направлена на обеспечение процветания племени. Обряд требовал длительной
подготовки, в течение которой сооружался алтарь, символизирующий центр Земли.
У эскимосов игра в мяч называется тунгатгак. Она проводится с наступлением первых морозов.
Вначале игроки разбиваются на две команды. Цель игры — не допустить, чтобы команда
противника завладела мячом. Поединок, как правило, прекращается поздно вечером по соглашению
сторон.
У китайцев была известна игра
цуцзю (кит. 蹴鞠), («Толкать ногой») которая входила в обязательную программу физической
подготовки солдат. Упоминания о цуцзю относятся к II веку до н. э. ФИФА в 2004 году
официально признала, что именно китайский вариант футбола — самый древний. В Италии играли
в кальчо. Эта игра может считаться главным предком футбола, потому что в ней были и
нападающие, и защитники, и судьи.
Однако официальной родиной футбола считается Англия. Интересно, что изначально эта игра была
достаточно жестокой. Проводилась она прямо на улицах городов, и в ней принимало участие до
нескольких сотен игроков. Правил практически не существовало – надо было просто забросить
«мяч» в «ворота». Мячом в данном случае как раз и служил или надутый свиной пузырь, или
23

отрубленная человеческая голова… Воротами являлось заранее оговоренное место в городе. Буйная
ватага мужчин неслась по городу, сметая все на своем пути и нанося городским сооружениям
большой вред. Часто игра заканчивалась тяжелыми увечьями и даже смертью игроков.
В связи с этим многие правители Англии, начиная с Эдуарда II и заканчивая Кромвелем, пытались
запретить варварскую забаву. Например, 13 апреля 1314 года Эдуард II издал специальный указ:
«Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум
стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим
указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную игру эту запретить под страхом
тюремного заключения.» Однако несмотря на все запреты, народ продолжал играть в футбол.
Со временем в игре появляется все больше и больше правил, запрещается бить игроков ниже пояса
и по ногам, двумя палками определяются ворота, мяч покрывается кожей. Наконец, в 1863 году
была создана английская ассоциация футбола и приняты правила, окончательно запрещающие
касаться мяча руками. В этот момент и произошло официальное рождение современного футбола
как вида спорта и отделение его от регби, где разрешается биться за мяч с использованием рук и
более жестких приемов.
Футбольная ассоциация начинает проводить официальные соревнования по футболу по стране, а в
1872 году проводится первый международный матч – между командами Англии и Шотландии.
Футбол начинает свое шествие по миру, в основном, за счет английских почитателей этого вида
спорта, проживающих в других странах. До конца 19 столетия футбольные клубы организуются во
многих странах Европы и Латинской Америки.
Некоторые даты из истории футбола:
1863 г. — Первые указания в правилах на размер футбольного поля.
1875 г. — Под давлением Шеффилдской футбольной ассоциации, ФА Англии принимает правила,
предписывающие оборудовать ворота жёсткой перекладиной и запрещающее употребление
ленточки. Устанавливается окончательный размер ворот.
1878 г. –
Появление на футбольном поле свистка.
1880 – 1881
гг. – Появление на поле судьи, а с 1891 г. Судьи выходят на поле с двумя помощниками.
1891 г.— Появляется сетка на воротах.
1891 г.
– Введение в действие одиннадцатиметрового удара.
1901 г. —
Появление штрафной площади.
1912 г.— Вратарь
имеет право играть руками только в своей штрафной площади. Ранее ему разрешалось играть по
всему полю.
1937 г. — Последнее изменение в
разметке — дуга штрафной площади, в 10 ярдах от точки пенальти.
80-х гг. ХIХ в. Игра в футбол распространяется в странах континентальной Европы. В 1875 г.
футбол проникает в Голландию, затем, несколько позднее, в Данию.
Дания вскоре заняла
ведущее положение в футболе на континенте, которое сохраняла вплоть до начала первой мировой
войны. С 1882 г. в футбол начали играть в Швейцарии, с 1890 г. – в Чехии, с 1894 – в Австрии.
Первая футбольная ассоциация:
В 1882 г. состоялось объединение четырех самостоятельных футбольных союзов: Англии,
Шотландии, Уэльса и Ирландии. Были приняты единые правила и утвержден международный
совет, имеющий право производить те или иные изменения в правилах футбола.
В 1904 году создается ФИФА, Международная федерация футбольных ассоциаций. Интересно, что
британские ассоциации долго не признавали ФИФА и присоединились к ней только в 1946 году,
поэтому первые чемпионаты мира прошли без участия родоначальников футбола.
Начиная с 1930 каждые 4 года проводятся чемпионаты мира по футболу, а с 1960 г. - чемпионаты
Европы, в которых участвуют национальные сборные команды.
Правила игры.
Поле для игры должно иметь форму прямоугольника. Боковая линия должна быть длиннее линии
ворот.
Длина минимум 90м (100 ярдов), максимум 120 м (130 ярдов).
24

Ширина: минимум 45м ( 50 ярдов), максимум 90м (100 ярдов).
Международные матчи:
Длина: минимум 100м (110 ярдов), максимум 110м (120 ярдов).
Ширина: минимум 64м (70 ярдов), максимум 75м (80 ярдов).
Разметка поля для игры производится с помощью линии. Эти линии входят в площадь которую они
ограничивают. Две длинные линии ограничивающие поле для игры называются боковыми
линиями, две короткие линии линиями ворот. Ширина всех линии не превышает 12 см(5 дюймов).
Поле для игры делится на две половины с помощью средней линии. Посередине средней линии
делается отметка центра поля. Вокруг нее проводится окружность радиусом 9,15м (10 ярдов).
Площадь ворот обозначается в конце обеих половин поля следующим образом. Из точек на
расстоянии 5,5м (6 ярдов) от внутренней стороны каждой стойки ворот под прямым углом к линии
ворот вглубь поля проводятся две линии. На расстоянии 5,5м (6 ярдов) эти линии соединяются
другой линией параллельной линии ворот. Зона ограничиваемая этими линиями и линией ворот
называется площадью ворот.
Внутри каждой штрафной площади делается 11 метровая отметка на расстоянии 11 метров (12
ярдов) от точки, находящейся между стойками ворот и равном расстоянии от них. За пределами
штрафной площади проводится дуга окружности радиусом 9,15м (10 ярдов) центром которой
служит 11-метровая отметка.
В каждом углу поля устанавливаются флаги, которые крепятся на флагштоках не имеющих
заострённого верхнего наконечника высотой не менее 1,5 м (5 футов).
Флагштоки могут устанавливаться и по обоим концам средней линии, на расстоянии не менее 1м (1
ярда) за пределами боковой линии.
УГЛОВОЙ СЕКТОР
От каждого углового флага внутрь игрового поля проводится четверть окружности радиусом 1м (1
ярд).
Ворота должны размещаться по центру каждой линии ворот.
Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от угловых флагов и
соединенных вверху горизонтальной перекладиной. Расстояние между стойками - 7,32м (8 ярдов), а
расстояние от нижнего контура перекладины до поверхности земли - 2,44м (8 футов). Ширина и
высота сечения обеих стоек и перекладины одинакова и не превышает 12 см (5 дюймов). Ширина
линии ворот равна ширине стоек и перекладины. К воротам и грунту за воротами могут
прикрепляться сетки, которые должны надежно закреплены и расположены так, чтобы не мешать
вратарю.
Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Ворота должны быть надежно закреплены на земле. Использование переносных ворот допустимо
лишь в случае их соответствия данному требованию.
МЯЧ
- имеет сферическою форму.
- изготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материала.
- имеет длину окружности не более 70см (28 дюймов) и не менее 68см (27 дюймов). - на момент
начала матча весит не более 450гр (16 унций) и не менее 410гр (14 унций).
- имеет давление равное 0,6-1,1 атмосферы (600-1100гр на кв.см.) на уровне моря (от 8, 5
фунтов/кв.дюйм до 15,6 фунтов/кв.дюйм).
ЗАМЕНА ПОВРЕЖДЁННОГО МЯЧА
25

Если мяч во время игры лопнул или получил повреждение: - игра останавливается.
- игра возобновляется запасным мячом с розыгрыша спорного мяча в том месте где мяч пришел в
негодное состояние.
Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре при начальном
ударе, ударе от ворот угловом, штрафном, свободном ударе, ударе с 11- метровой отметки или
вбрасывании
- игра возобновляется соответствующим образом.
Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.
Матч проводится с участием двух команд, с числом игроков в каждой - не более одиннадцати,
включая вратаря.
Матч не может начинаться, если в составе любой из команд входит менее семи игроков.
Замены: ОФИЦИАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
В любом матче официального соревнования, организуемого под эгидой ФИФА, конфедераций или
национальных федераций, разрешается замена не более трёх игроков. В правилах соревнований
должно быть оговорено количество заявляемых запасных - от трёх до семи, но не более.
ДРУГИЕ МАТЧИ
В других матчах может производиться неограниченное количество замен, при условии, что:
- соответствующие команды достигнут договоренности о максимальном их числе;
- судья будет поставлен в известность об этом до начала матча.
Если судья не будет проинформирован об этом или если договоренность до начала матча не будет
достигнута, допускается не более трёх замен.
ВСЕ МАТЧИ
До начала любого матча судье представляются фамилии запасных. Не заявленные таким образом
запасные не смогут принять участие в матче.
Для замены игрока основного состава запасным необходимо выполнение следующих условий:
- о любой предполагаемой замене необходимо поставить в известность судью;
- запасной игрок выходит на поле только после того, как его покинет игрок, которого заменяют, и
после получения сигнала от судьи;
- запасной игрок выходит на поле для игры только у средней линии и во время остановки игры;
- замена завершается после выхода запасного игрока на поле;
- с этого момента запасной игрок становится игроком основного состава, а замененный им игрок
перестает быть таковым;
- замененный игрок не принимает дальнейшего участия в матче;
- все запасные игроки подчиняются полномочиям и юрисдикции судьи, независимо от того.
принимают ли они участие в игре или нет.
Игровое время
Продолжительность игры – два равных тайма по 45 минут (если судья и две команды-участницы
матча не согласовали иного варианта). Любая договоренность об изменении продолжительности
игрового времени (к примеру, о сокращении каждого тайма до 40 минут из-за недостаточности
освещения) должна быть достигнута до начала игры и соответствовать правилам соревнований.
Перерыв между таймами
Игроки имеют право на перерыв между двумя таймами.
Перерыв между таймами не должен превышать 15 минут.
26

В регламенте соревнования должна указываться продолжительность перерыва между таймами.
Продолжительность перерыва между таймами может изменяться только с согласия судьи.
Добавленное время.
К
продолжительности любого из таймов добавляется все время, ушедшее на:
замену (замены);
оценку серьезности травм игроков;
- транспортировку травмированных игроков с поля для оказания помощи;
- умышленное затягивание времени игры;
любые иные причины.
Продолжительность добавленного времени определяет только судья.
11-метровый удар.
Для
выполнения 11-метрового удара, назначенного в конце любого из таймов основного или
добавочного времени, выделяется дополнительное время.
Дополнительное время.
В регламентах соревнований может содержаться положение о двух дополнительных таймах равной
продолжительности.
Штрафной удар
Право выполнения штрафного удара предоставляется противоположной команде в случае
совершения игроком любого из следующих шести нарушений, в которых судья расценил его
действия как небрежные, безрассудные или чрезмерно физически агрессивные:
- удар и попытки ударить соперника ногой;
- подножка и попытки поставить сопернику подножку;
- прыжок на соперника;
- захват соперника;
- удар или попытка ударить соперника рукой, толчок соперника.
Право выполнения штрафного удара также дается противоположной команде, если игрок совершит
любые из следующих четырех нарушений:
- использует подкат для отбора мяча у соперника, соприкоснувшись с ним до того, как дотронется
до мяча;
- задержит соперника;
- плюнет в соперника;
- умышленно сыграет в мяч рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади).
Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение.
11-метровый удар назначается при любом из вышеприведенных десяти нарушений, если оно
совершено игроком в пределах штрафной площади своих ворот, независимо от места нахождения
мяча, но при условии, что мяч находится в игре.
Свободный удар
Право пробить свободный удар предоставляется противоположной команде, если игрок, по мнению
судьи, совершит любое из следующих трех нарушений:
- сыграет опасно;
- блокирует продвижение соперника;
- помешает вратарю выпустить мяч из рук.
Угловой удар
27

Угловой удар является способом возобновления игры.
Гол, забитый непосредственно с углового удара, засчитывается, но только в случае, если он забит в
ворота противоположной команды.
Угловой удар назначается, когда:
- мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока
обороняющейся команды, не попав при этом в ворота.
Порядок выполнения углового удара:
- мяч устанавливается внутри сектора у ближайшего углового флага;
- угловой флаг остается неподвижным;
- соперники располагаются на расстоянии не менее 9,15 м (10 ярдов) от мяча, пока он не войдет в
игру;
- удар по мячу производит игрок атакующей команды;
- мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар, и он находится в движении;
- выполнивший удар игрок не может повторно сыграть в мяч, прежде чем мяч коснется другого
игрока.
Положение «вне игры»
Положение игрока "вне игры" не является само по себе нарушением правил.
Игрок находится в положении "вне игры", если:
- он ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника.
Игрок не находится в положении "вне игры", если:
- он на своей половине поля или
- он на одной линии с соперником, находящимся в предпоследней позиции или
- он на одной линии с двумя последними игроками противоположной команды.
Нарушения
Игрок, находящийся в положении "вне игры", наказывается за это только в том случае, если, в
момент касания мяча или удара по мячу кем-либо из его партнеров по команде, он, по мнению
судьи, активно участвует в игровых действиях, а именно:
- вмешивается в игру или
- мешает играть сопернику или
- получает преимущество благодаря своей позиции.
Отсутствие нарушения
Нарушения с точки зрения положения "вне игры" нет,
если игрок получает мяч непосредственно после:
- удара от ворот или
- вбрасывания из-за боковой линии или
- углового удара.
Нарушения / наказания
За любое нарушение, связанное с положением "вне игры", судья назначает свободный удар,
выполняемый игроком противоположной команды с места, где произошло нарушение.
Дисциплинарные санкции
Нарушения, наказуемые предупреждением
Игрок получает предупреждение с показом желтой карточки в случае совершения любого из
следующих семи нарушений:
1. Неспортивное поведение
28

2. Демонстрация несогласия (словом или жестом) с решением судьи
3. Систематическое нарушение Правил игры
4. Затягивание возобновления игры
5. Несоблюдение требуемого расстояния при возобновлении игры угловым, штрафным или
свободным ударами
6. Выход или возвращение на поле без разрешения судьи
7. Самовольный уход с поля без разрешения судьи.
Нарушения, наказуемые удалением
Игрок удаляется с поля с показом красной карточки, если он совершает любое из следующих семи
нарушений:
1. Серьезное нарушение правил игры
2. Агрессивное поведение
3. Плевок в соперника или любое другое лицо
4. Умышленная игра рукой, помешавшая сопернику забить гол или лишившая его явной
возможности забить гол (это не относится к вратарю в пределах его штрафной площади)
5. Лишение соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности забить гол с помощью
нарушения, наказуемого свободным, штрафным или 11-метровым ударом
6. Оскорбительные, обидные или нецензурные выражения и/или жесты
7. Второе предупреждение в течение одного и того же матча.
Удаленный игрок должен покинуть пределы поля с прилегающим пространством, включая
техническую зону.
Заключительная часть (10мин):
Закрепление изученного материала.
Вопросы к учащимся:
1. Какая страна является родиной футбола?
2. Как называется Международная федерация футбольных ассоциаций?
3. С какого года проводятся чемпионаты мира и Европы по футболу?
4. Какова максимальная длина футбольного поля (в метрах)?
5. Размер футбольных ворот?
6. Какое минимальное количество игроков должно быть в основном составе перед началом матча?
7. Сколько замен разрешено проводить в официальных матчах?
8. С какого расстояния пробивается пенальти?
9. Продолжительность футбольного матча?
10. На каком расстоянии должны находиться игроки защищающейся команды при выполнении
углового удара?
Подведение итогов: Выставление оценок.

Сценарий воспитательного мероприятия
«Я в мире людей, или живи в согласии с другими»
(час мудрости)
Цель: развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного
отношения друг к другу.
Упражнение «Приветствие»
Воспитанникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части:
«европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и
29

здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы»
кланяются, «африканцы» трутся носами.
(это упражнение заряжает группу положительной энергией)
Педагог: Помните, ребята, на одном из наших мероприятий, у вас было домашнее
задание – нарисовать себя в виде растения или животного? Прекрасно, я приглашаю
вас на вернисаж. Вот перед вами стенд с вашими работами, попытайтесь угадать
принадлежность рисунков. (дети делятся впечатлениями).
Педагог: Что ты чувствовал, когда рисовал? Почему ты именно так изобразил себя?
Ты доволен своим портретом? Почему все рисунки разные?
Упражнение «Клубочек»
Педагог: Человек не может существовать один. Он находится в системе
взаимоотношений с другими людьми. Взаимно-поддерживающая система отношений
объединяет людей, дает возможность эффективно развиваться.
Легко ли вам говорить приятные вещи другим детям? Кто-то вам сегодня уже
говорил что-нибудь приятное? Как вы себя чувствуете? Я, предлагаю вам, сейчас по
очереди обратится друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Вика, рядом со мной…»
первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к
кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг
пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной
нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать
одновременно, чтобы не разрушить общий круг. При этом каждый ребенок
наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же
словами.
Упражнение «Доброе животное»
Педагог. Я предлагаю представить, что вся группа превратилась в одно большое
доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагаю всем вместе подышать:
вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и
спокойно. (дышим). А теперь, предлагаю послушать, как бьется его большое сердце.
Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад и т. д. очень важно делать одновременно.
Анализ упражнения.
 Все ли придерживались обозначенных правил?
 Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был?
 Что – нибудь удивило тебя в этой игре?
Упражнение «Давайте жить дружно»
Инструкция. Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний).
Если по команде педагога стоящие в паре игроки (не договариваясь) одновременно
выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если два пальца, то
пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Когда количество
пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему
количеству пальцев.(играем). После выполнения трех заданий участники, стоящие во
внешнем круге передвигаются вправо, и все задания повторяются.
30

№

1-2

3-4

Рефлексия. Обмен впечатлениями проводится по кругу с передачей друг другу
горящей свечи.
3.3.Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела, темы

Количес
тво
часов

Введение
Введение в программу.
Начальная диагностика.
Инструктаж по технике
безопасности
История развития
футбола
История развития футбола

2
2

Элементарные понятия о
футболе, как игре

8

Дата по
расписанию
По
По
плану факту

Форма
аттестации
и/
контроля
Беседа, опрос

2
Беседа, опрос

2

5-6

Элементарные понятия о футболе
как игре.

2

Опрос,
наблюдение

7-8

Основы игры в футбол

2

Опрос,
наблюдение

9-10

Правила игры в футбол

2

Опрос,
наблюдение

11-12

Элементарные понятия о футболе
как игре.

2

Наблюдение,
анализ

Основные упражнения и
технические приемы

18

13

Стойка, передвижение, остановка,
повороты игрока

1

Наблюдение,
анализ

14

Стойка, передвижение, остановка,
повороты игрока

1

Наблюдение,
анализ

15

Ведение, остановка, передача мяча и 1
удары по мячу

Наблюдение,
анализ

31

Примечание
Корректировка

16

Ведение мяча внутренней и внешней 1
стороной стопы

Наблюдение,
анализ

17

Ведение мяча «восьмеркой»
поочередно меняя ногу

1

Наблюдение,
анализ

18

Ведение мяча с обводкой стоек
(фишек)

1

Наблюдение,
анализ

19

Остановка мяча внутренней и
внешней стороной стопы

1

Наблюдение,
анализ

20

Остановка мяча подошвой и
голенью

1

Наблюдение,
анализ

21

Остановка мяча грудью

1

Наблюдение,
анализ

22

Передача мяча внутренней и
внешней стороной стопы

1

Наблюдение,
анализ

23

Короткие и длинные передачи в
парах, тройках

1

Наблюдение,
анализ

24

Диагональные передачи в одно
касание

1

Наблюдение,
анализ

25

Освоение правильного положения
ноги при ударе по мячу с места

1

Наблюдение,
анализ

26

Удары по мячу внутренней и
внешней стороной стопы с места

1

Наблюдение,
анализ

27

Освоение правильного положения
ноги при ударе по мячу с места

1

Наблюдение,
анализ

28

Удары по мячу внутренней и
внешней стороной стопы с места

1

Наблюдение,
анализ

29

Изучение ударов с разбега

30

Удары по мячу внутренней и
внешне стороной стопы с разбега

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

1

32

Двусторонняя игра

5

31-32

Двусторонняя игра

2

Зачет

33-34

Двусторонняя игра

2

Зачет

35

Двусторонняя игра

1

Наблюдение,
анализ

Итоговое занятие

1

36

Промежуточная аттестация

Тест

3.4. Лист корректировки
№п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)

3.5. План воспитательной программы
Мероприятия
№ Направление
Сроки
п/п
работы
проведения
1. Профориентационная деятельность
1.1. Судейская
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках В течение
практика
года
которых предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных
соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или)
помощника секретаря спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных
соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных
судей;
- воспитание внутренней установки на строгое и неукоснительное
соблюдение правил вида спорта
33

1.2. Инструкторская Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
практика
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных

В течение
года

занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе;

2. Здоровьесбережение
2.1. Организация и Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:
В течение
года
- формирование знаний и умений
проведение
в
проведении
дней
здоровья
и
спорта,
спортивных
фестивалей
мероприятий,
направленных (написание положений, требований, регламентов к организации и
проведению мероприятий, ведение протоколов);
на
- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового
формирование образа жизни средствами различных видов спорта;
здорового
Образ жизни
2.2. Режим
В течение
Практическая деятельность и восстановительные процессы
обучающихся:
года
питание и
формирование
навыков
правильного
режима
дня
с
учетом
спортивного
отдыха
режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов
сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления
иммунитета);
3. Патриотическое воспитание обучающихся
3.1 Теоретическая Включение в содержание теоретической подготовки вопросов
В течение
патриотического воспитания (формирование качеств юного спортсмена
года
подготовка
– гражданина своей страны, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой город, свою Родину, воспитание уважения к
государственным символам (герб, флаг, гимн), готовности к служению
Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида
спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в г. Севастополе):
беседы, встречи, диспуты, другие
мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и
ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые
организацией, реализующей дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки
3.2. Формирование Через систему учебно-тренировочных занятий.
чувства
гордости за
достижения
нашей страны в
мировом и
отечественном
спорте
34

3.3 Проведение
15сентябрь Всероссийский день бега
физкультурных «Кросс нации»,День государственного
герба и государственного Флага
и спортивных
Республики Крым
мероприятий,
4
ноября – День народного единства 9
посвященных
дням воинской декабря – День Героев Отечества
23 февраля – День защитника Отечества
славы и
12 апреля – День космонавтики
Памятным датам 9 мая – День Победы советского народа в
России
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
22 июня – День памяти и скорби – день начала
Великой Отечественной войны

В течение
Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных
года По
соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия
графику
(закрытия), награждения на указанных мероприятиях;
(плану)
- тематических физкультурно-спортивных праздниках,
проведения
организуемых, в том числе, Организацией.
физкультур
Организация церемоний открытия и закрытия физкультурных и
ных
спортивных мероприятий (подъем государственного флага,
мероприятий и
исполнение государственного гимна, проведение спортивного парада, спортивных
вручение
соревнований
наград и наградной атрибутики и т.д.)
Использование атрибутики, эмблемы физкультурных мероприятий и
спортивных соревнований
3.4. Формирование Через систему учебно-тренировочных занятий
уважения к
российским
спортсменам –
героям спорта
4. Развитие творческого мышления
4.1. взаимоуважение Семинары, мастер-классы, показательные выступления для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков, способствующих
достижению спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к
формированию культуры спортивного поведения, воспитания
толерантности и
взаимоуважения
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных спортсменов;

35

В течение
года

36

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».