ПРОГРАММА ДОПОБРАЗОВАНИЯ Юный инспектор дорожного движения




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «Столбовская средняя
школа имени Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
от «7» мая 2024 г.
протокол №5



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Столбовская
средняя школа имени Героя
Советского Союза Н.А.Токарева»
_____________ О.Л.Лункина
Приказ №174 от « 22» мая 2024 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Юный инспектор дорожного движения»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Составитель:
Должность: педагог дополнительного
образования

с.Столбовое,2024г.
1

I.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
инспектор дорожного движения» направлена на формирование у детей и
подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и
правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как
к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
инспектор дорожного движения» составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
2

деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
по основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных
программ»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
3

 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных
организаций
дополнительного
образования
по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
4

реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;




-Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени героя Советского Союза
Н.А.Токарева»;
-Положение
о
разработке
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы в МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А.Токарева»;
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ «Столбовская
средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева».
Направленность (профиль) программы: социально-гуманитарная
Направление: правила дорожного движения
Актуальность программы состоит в том, что она способствует
формированию у обучающихся углубленных знаний ПДД через вовлечение их
в активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
Программа нацелена на развитие у обучающихся умения анализировать
дорожную обстановку; формирование навыков грамотного поведения в роли
участников дорожного движения.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства и
изучения обучающихся с правилами дорожного движения, основами оказания
первой медицинской помощи; в проведении интегрированных занятий
совместно с учащимися других детских объединений, различных экскурсий,
акций, рейдов, патрулей; активном взаимодействии с ГИБДД; в практической
направленности программы; изготовлении наглядных материалов для
5

применения их на практике. Кроме этого, программа способствует в ориентации
на выбор будущей профессии, в определении жизненного пути.
Отличительная особенность программы от уже существующих в этой
области заключается в том, что она предполагает систематическую
разноплановую деятельность. Особое внимание в целях лучшего усвоения и
закрепления получаемых знаний, уделяется моделированию реальных
условий дорожного движения с практической.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
условий для формирования практического опыта освоения навыков безопасного
поведения в дорожной среде, переносе и применении универсальных учебных
действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся.
Возможность формирования социально значимых качеств личности:
самостоятельности и ответственности в принятии решений; убежденности и
активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного
движения как необходимого элемента сохранения жизни; внимательности и
вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; здорового
образа жизни и навыка самостоятельного физического и духовного
самосовершенствования.
Адресат программы-данная программа предназначена для обучающихся
6-8 лет.
Объём и срок освоения программы- программа стартового уровня рассчитана
на 1 год обучения. Общий объём – 36 часов.
Уровень программы- стартовый.
Формы обучения – очная, возможно с применением дистанционных
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальным
учебным планом в объединении, сформированном в разновозрастную группу,
являющуюся основным составом объединения (кружок); состав группы
постоянный; занятия групповые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и предусматривают лекции, практические, круглые
столы, мастер-классы, выездные тематические занятия (в т.ч. экскурсии),
выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, участие в конкурсах..
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность
занятия 1 академический час.
1.2.Цель и задачи программы
6

Цель программы: создание условий для приобретения обучающимися
знаний и навыков поведения на улице и проезжей части, воспитание культуры
пешехода.
Задачи программы:
Образовательные (предметные, обучающие):
- Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил
дорожной безопасности;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Личностные (воспитательные):
-Воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
-Выработать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;
-Формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
-Сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
-Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
Метапредметные (развивающие):
-Развить у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
-Способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных
качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Юный инспектор дорожного
движения» направлена на воспитание сознательного отношения к выполнению
правил дорожного движения, воспитание культуры поведения и дорожную этику
в условиях дорожного движения.
Воспитательный потенциал данной программы состоит в том, что изучение
детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на
дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся
стать полноценными участниками безопасного дорожного движения:
пешеходами, пассажирами, водителями
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях: круглых столах, творческих концертах, выставках, лекциях ,
экскурсиях; в конкурсных программах для юных знатоков правил дорожного
движения.

7

1.4.Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название темы

1

1 Раздел. Введение в
образовательную
программу курса
2 Раздел. История правил
дорожного движения.
3 Раздел. Изучение
правил дорожного
движения.

2
3

4

5

Аудиторные часы
теория практика

Всего
часов
1

1

-

4

3

1

15

12

3

4 Раздел. Основы
оказания первой
доврачебной помощи.
5 Раздел. Традиционномассовые и практические
мероприятия

9

6

3

7

2

5

Всего

36

24

12

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль (тест)

Промежуточный
контроль
(устный опрос)

Итоговый
контроль (зачёт)

Содержание учебного плана
1 Раздел. Введение в образовательную программу курса (1 ч)
Теория: Цели, задачи курса «Юный инспектор дорожного движения».
Инструктаж по ТБ. Организационные вопросы (структура отряда, положение,
обязанности). Входной контроль (тест)
2 Раздел. История правил дорожного движения (4 ч)
Теория: История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного
движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде,
дорожных знаках.
Практика: Викторина «История правил дорожного движения»
3 Раздел. Изучение правил дорожного движения (15 ч)
Теория: Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. ПДД
8

для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места
перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины.
Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды
общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила
поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения
пассажиров и водителя. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки,
техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка
проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние
погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и
остановочный пути. Дорожные знаки и их группы: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса,
знаки приоритета, знаки дополнительной информации. Значение отдельных
дорожных знаков. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура
транспортного поведения. Права и обязанности пешеходов, велосипедистов,
водителей автотранспорта. Ответственность граждан за нарушение ПДД.
Причины ДТП. Промежуточная аттестация (устный опрос).
Практика: Игра-соревнование «Пешеход». Викторина «Знаки дорожного
движения», квест «По правилам дорожного движения».
4 Раздел. Основы оказания первой доврачебной помощи (9 ч).
Тема: Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание
первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды
кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды.
Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание
помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Обморожение.
Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика: Оказание помощи при ДТП, обмороке, сердечном приступе.
5 Раздел. Традиционно-массовые и практические мероприятия (7 ч)
Тема: Социальная реклама ПДД.
Практика: Изготовление макетов дорожных знаков. Решение практических
задач. Конкурс на лучший плакат «Соблюдай правила дорожного движения».
Составление памятки «Юному велосипедисту». Викторина «Как я знаю правила
дорожного движения». Агитационная работа. Спортивное соревнование по
фигурному вождению велосипеда.
Итоговая аттестация: тест
1.5.Планируемые результаты
К концу срока обучения обучающийся
будет знать:
 правила дорожной безопасности;
9

 историю детского объединения ЮИД, службы ГИБДД;
 историю развития Правил дорожного движения;
 группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для
пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов;
 значение сигналов светофоров, регулировщиков;
 техническое устройство велосипеда;
 способы оказания первой медицинской помощи.
Будет уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
 читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части;
оценивать дорожную ситуацию;
 управлять велосипедом;
 пользоваться общественным транспортом;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Приобретет навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
 обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку
результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
 обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
 обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
 обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
 обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров,
отличные от собственных;
10

 обучающиеся научаться обращаться за помощью;
 обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
 обучающиеся научаться слушать собеседника;
 обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
 обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
 обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
 обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения;
 овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
 Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием
обучающихся;
 Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
 Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
 Повысить дорожную грамотность обучающихся;
 Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
 Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Продолжительность 2024/2025 учебного года
Начало 2024/2025 учебного года – 1 сентября 2024 года (День знаний)
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний
Начало учебных занятий – 2 сентября 2024 года.
Продолжительность учебного года: 36 учебных недели
Сроки окончания учебного года: май 2025 года
Сроки контрольных процедур:
Входной контроль (тестирование) - 2-я неделя сентября.
Промежуточная аттестация (устный опрос) - 4-я неделя декабря.
Итоговая аттестация (зачёт) - 3-я неделя мая.
Календарный график (таблица)
2.2.Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: По данной программе может работать педагог
дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, и (или) прошедший курсы профессиональной
11

переподготовки по направлению «Педагогика дополнительного образования
детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе школьного спортивного зала 193 кв.м и на
спортивных площадках с.Столбовое.
Информационное обеспечение: обучающие видеофильмы и мультфильмы по
правилам дорожного движения для детей, фото разных ситуаций на дороге,
карточки «Знаки дорожного движения»-5 наборов, брошюры «Правила
дорожного движения для детей»-15 экз.
Оборудование: ноутбуки-3 шт., персональные компьютеры-8 шт., МФУ
«Эпсон»-2 шт., проектор, интерактивная доска, акустические колонки,
видеокамера, фотоаппарат, ламинатор, брошюратор.
Учебные комплекты на каждого обучающегося:
Тетрадь в клетку (12 листов)- 20 шт.;
ручки шариковые синие -15 шт.
Методическое обеспечение образовательной программы
1) Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят во
второй половине дня, в очном формате как в аудитории, так и вне её. Группа
обучающихся разновозрастная. В процессе обучения будут организованы:
тренинги, практические занятия, встречи с сотрудниками ГИБДД , деловые игры,
беседы, диспуты, викторины, презентации; мероприятия, посвящённые важным
соблюдению правил дорожного движения; коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки рисунков, фотографий и поделок; соревнования.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных
методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными
источниками: справочной литературой, Интернет-ресурсами
2)Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный.
3)Методы воспитания: мотивация, стимулирование, упражнение, поощрение,
убеждение.
4)Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая,
групповая. Категория обучающихся: дети, имеющие разные интересы и
способности.
5) Возможные формы организации учебного занятия:
 лекционное занятие;
 беседы;
 работа в группах, парах;
 презентация деятельности;
встречи с сотрудниками ГИБДД;
 конкурсная деятельность;
 образовательные экскурсии;
 командные игры, конкурсы;
6) Педагогические технологии:
12

Технология группового обучения, технология развивающего обучения,
технология
исследовательской
деятельности,
технология
проектной
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология развития
критического мышдения.
7) Алгоритм учебного занятия
Помещение, в котором проводится занятие, проветривается, проверяется
исправность материально-технического обеспечения.
I. Организационный момент:
1) Приветствие и проверка присутствующих;
2) Активация необходимых знаний (актуализация);
3)Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся;
4) Целевая установка;
5) Сообщение темы занятия.
II. Основная часть
1) Теоретическая часть;
2) Практическая часть. (Основные вопросы темы, последовательность их
изложения, методы и способы обучения, использование технических средств
обучения (ТСО) и методических материалов по каждому пункту основной части
занятия).
III. Подведение итогов занятия
1) Проверка первичного усвоения знаний;
2) Выводы по занятию (подведение итогов работы);
3) Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме),
анализ типичных ошибок);
IV. Рекомендации для самостоятельной работы.
Информационное обеспечение программы:
Во время занятий и информационно- просветительских мероприятий
используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер- классы;
дидактические материалы – инструкционные карты, тематические подборки
материалов (текстов песен, сценариев, фотоальбомов),флеш-карты с
видеозаписью занятий «Школы юного инспектора дорожного движения».
2.3.Формы аттестации
Промежуточная аттестация проводится для определения результативности
освоения программы «Юный инспектор дорожного движения».
Результативность обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юный инспектор дорожного движения»
определяется в виде тестирования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал, видеозапись, дневник достижений обучающегося,
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей.

13

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие, соревнование, участие в конкурсе.
Формы контроля. Входной контроль – проводится при наборе или на
начальном этапе формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к
выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области,
личностные качества ребенка. По программе «Юный инспектор дорожного
движения» проводится в форме тестирования.
Текущий контроль – текущий контроль осуществляется в течение учебного года
в виде результатов участия в конкурсах, олимпиадах.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце
полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. По программе
«Юный инспектор дорожного движения» проводится в форме устного опроса.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения в форме зачёта.
Формы проведения контроля учащихся определяются педагогом в
соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой: педагогическое наблюдение, опрос, тесты и др.; зачет,
соревнование.
2.4.Список литературы
2.4.1.Список литературы для педагога дополнительного образования
1. Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для родителей)Центр пропаганды, 2006
2. Т.А.Кузьмина, В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении
(пособие для учителя)- Волгоград: Учитель, 2007
3. Е.А.Гальцева. Изучение правил дорожного движения: сценарии
театрализованных занятий (пособие для учителя)- Волгоград: Учитель, 2007
4. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: пособие для учителя/ под
ред. П.В.Ижевского.-М.: Просвещение, 2007
5. Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные
новости. Подмосковье, 2010
6. В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин и др. От велосипедиста до автомобиля. Пособие
для учителя и учащихся.- Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011.
2.4.2.Список литературы для обучающихся
1.Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2010
2.Сосунова Е.М., Форштам М.Л., «Учись быть пешеходом», издательский дом
«М и М», г. Санкт-Петербург, 1997
14

2.4.3.Список литературы для родителей
1.Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для родителей)Центр пропаганды, 2006.
2. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова.
- М.: Карапуз, 2014.

3.Приложения
3.1.Оценочные материалы
Входной тест

Билеты для 1-4 классов

1

2

3

4

Как должен поступить пешеход в этой ситуации?
1. Пройти перед автомобилем, убедившись, что он остановился и
уступает Вам дорогу.
2. Пройти первым.
3. Уступить автомобилю.

Как перейти проезжую часть дороги, если рядом нет пешеходного
перехода?
1. Пропустить транспорт, движущийся слева, дойти до середины;
затем закончить переход, при отсутствии транспорта справа.
2. Переход запрещен, нужно дойти до ближайшего пешеходного
перехода;
3. Переходить можно только при отсутствии транспорта или
достаточного удаления его от места перехода.

Что обозначает этот знак?
1. Велосипедная дорожка;
2. Езда на велосипеде запрещена;
3. Стоянка для велосипедов.

Что обозначает этот знак?
1. Надземный переход;
2. Подземный переход;
3. Движение пешеходов запрещено.

15

Что обозначает данный знак?
1. Стоянка автотранспорта;
2. Место стоянки легковых такси;
3. Место остановки трамвая;
4. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.

5

Выбери один из знаков, который подходит к картинке.

6

1

2

3

Как вести себя при переходе проезжей части в ненастную
погоду?

7

1. Воздержаться от перехода до окончания дождя или снегопада;
2. Дождаться зеленого сигнала светофора и, не обращая внимание на
погоду, перейти проезжую часть;
3. Быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал
светофора , если на улице сыро или скользко, машина не может
резко остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.

Как правильно обходить автобус?

1. Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади;

8

9

10

2. Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога
будет хорошо видна в обе стороны, после этого переходить дорогу.

Что обозначает данный знак?
1. Движение велосипедов запрещено;
2. Велосипедная дорожка.

Что обозначает данный знак?
1. Пешеходный переход.
2. Пешеходная дорожка;
3. Движение пешеходов запрещено.

16

11

12

13

14

15

Можно ли переходить проезжую часть?
1. Можно перейти проезжую часть дороги.
2. Можно, убедившись, что транспорт остановился.
3. Нельзя, нужно пропустить транспортное средство.

В каких случаях можно переходить проезжую часть не спускаясь в
подземный переход?
1. При отсутствии транспорта.
2. Если есть подземный переход, переходить нужно только по нему.
3. Если опаздываешь в школу.

Что обозначает данный знак?
1. Пешеходный переход;
2. Осторожно дети.
3. Беговая дорожка.

Что обозначает данный знак?
1. Движение пешеходов запрещено;
2. Движение только для пешеходов;
3. Пешеходная дорожка.

Что обозначает данный знак?
1. Стоянка автотранспорта;

17

2. Место стоянки легковых такси;
3. Место остановки трамвая;
4. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.

Где нужно ожидать общественный транспорт?

16

17

18

19

20

1. Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае
нельзя выходить на проезжую часть!
2. В любом месте;
3. На проезжей части.

Как вести себя на проезжей части дороги в ненастную погоду?
1. Воздержаться от перехода до окончания дождя или снегопада;
2. Дождаться зеленого сигнала светофора и, не обращая внимание на
погоду, перейти проезжую часть;
3. Быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал
светофора, если на улице сыро или скользко, машина не может резко
остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.

Что обозначает этот знак?
1. Осторожно пешеходный переход.
2. Осторожно дети.
3. Переход проезжей части запрещен.

Что обозначает данный знак?
1. Движение запрещено;
2. Въезд запрещён, движение только для пешеходов;
4. Велосипедная дорожка.

Что обозначает этот знак?
1. Обозначает место для детских игр;
2. Разрешает пешеходам ходить по проезжей части, жилая зона

18

3. Указывает место для стоянки машин

Ответы на вопросы к билетам с 1-4 классы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

1
2
2
1
3
1
3
2
2
2

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

2
2
2
3
4
1
3
1
2
2

Критерии оценки:
Для тестирования предлагается 20 вопросов, при ответе на которые:
- от 18 до 20 правильных ответов – оценка «5»,
- от 15 до 17 правильных ответов – оценка «4»,
- от 12 до 14 правильных ответов – оценка «3»,
- 11 и меньше правильных ответов – оценка «2».

Итоговый контроль
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А - пешеход;
В - водитель;
С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый
сигнал?
А - нет;
В - да;
С - да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
А - да;
В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал;
С - нет.
4. Сколько всего сигналов и какие используются в пешеходных светофорах?

19

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый);
В - три (красный, желтый, зеленый);
С - два (красный, зеленый).
5. Являются ли дорожные рабочие, работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А - нет;
В - да;
С - да, т. к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?
А - по левой стороне дороги;
В - навстречу движению транспорта;
С - в попутном направлении.
7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?
А - после открытия дверей;
В - после остановки трамвая;
С – после остановки трамвая и после открытия дверей.
8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
А - да;
В- нет;
С- погонщик является, дорожные рабочие нет.
9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз?
А - не можете, т. к. руки опущены;
В - можете;
С - нет, не можете.
10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
А - левой;
В - правой;
С - любой.
11. Где разрешается ожидать автобус?
А - на трамвайных путях;
В - на проезжей части;
С - на остановочных площадках.
12. Является ли пассажир участником дорожного движения?
А - да;
В - нет;
С - нет, т. к. находится в транспорте.
13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
А - да;
В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;
С - нет.
14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
А – пассажирами;
В - водителями;
С - пешеходами.
15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
А – пешеходов-детей;
В - пешеходов-инвалидов;
С - пешеходов-слепых.
16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
A – нет;
В - да;
С - да, в жилой зоне.
18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети»?
А - «запрещающие»;
В – «Знаки приоритета»;
С – «Предупреждающие».
20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
А – на водителей;
В - на пешеходов;

20

С - на водителей и пешеходов, если отсутствует пешеходный светофор.
1А
2В
3С
4С
5А
6В
7С
8С
9В
10 В
11 С
12 А
13 С
14 С
15 С
16 С
18 С
20 С

3.2.Методические материалы
Конспект занятия по ПДД
"Безопасное поведение детей на дорогах"
для детей 6 – 8 лет.
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на
дороге и улице, обобщение знаний детей о Правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
2. Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного
движения;
3. Закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в
играх.
Развивающие задачи:
1.

Повторить правила поведения на улице, Правила дорожного движения;

2. Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
3. Развивать логическое мышление;
4. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы педагога полными развернутыми
предложениями.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание
следовать им;
2. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма;
3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки
своих товарищей.
21

Оборудование: мультимедийное оборудование, предметные картинки со знаками, разрезные
картинки знаков: «Жилая зона», «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка»
Ход НОД:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Вы
хотите отправиться вместе со мной?
Дети: Да!
Педагог: Мы отправимся с Вами в страну правил. По дороге нам предстоит показать свои
знания и узнать много нового и полезного. А вот о каких правилах мы будем говорить на занятии,
вы узнаете, когда отгадаете загадку.
По городу, по улице не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак
Все время будь внимательным и помни наперед
Свои имеют правила шофер и пешеход.
-Скажите ребята, о каких правилах идет речь?
Дети: О правилах дорожного движения.
Педагог Конечно, о правилах дорожного движения.
Я предлагаю Вам побыть сегодня водителями и пешеходами. У Вас на столах лежат
дорожные знаки. Вам надо отгадать загадки и найти подходящий знак. Итак, слушаем внимательно!
Загадки по ПДД:
1.Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет...

("Пешеходный переход")

2.На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на....

("Велосипедная дорожка")

3.А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам.

("Пешеходная дорожка")

4.Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный двигаться опасно.
Для кого зеленый свет проезжай, запрета нет.

(Светофор)
22

5.В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам - школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге ... (дети).
6.Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи)
7.Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.

(Въезд запрещен)

8. В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Место остановки автобуса)
9.Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит - обедай тут. (Пункт питания)
10.Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит.

(Пункт первой медицинской помощи)

11.Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
23

На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (Место стоянки)
12. Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали вкруг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели! Мы на площади с тобой, Здесь дороги нет прямой. (Круговое движение)
Педагог: А теперь я Вам предлагаю сделать физминутку.
3.Физминутка «Пешеходы»
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны,

вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!

(Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся

(Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти

(Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите

(Хлопки руками)

Пешехода пропустите!

(Прыжки на месте)

Педагог: Молодцы! Ребята, а теперь я предлагаю послушать сказку! Послушаем?
Дети: Да!
4.Приключения Бабы Яги
По ходу сказки на доске появляются опорные сигналы.
Однажды Баба Яга летела в ступе над городом. Ступа у неё сломалась, и пришлось её пешком
идти домой в лес через город. Попыталась Баба Яга перейти дорогу в неположенном месте, но её
милиционер остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве
Вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрёстке, там, где есть светофор, или по
«Зебре»?» Баба Яга ничего о дорожных правилах не знала, испугалась: «Как это по зебре? Что
такое перекрёсток?» Милиционер удивился такой безграмотности и подвёл её к перекрёстку.
В это время на светофоре загорелся красный свет, а Баба Яга начала переходить дорогу.
Раздался визг тормозов, Бабу Ягу чуть не сбила машина. Тогда милиционер решил бабушку
оштрафовать, а Баба Яга говорит жалобным голосом: «Да не знаю я, внучек, этих Правил
дорожных, безграмотная я, да и в городе вашем я впервые». Решил тогда милиционер отвести
бабушку в детский сад к ребятам, они умные, правила поведения на дороге изучают.
Ребята в детском саду рассказали её о том, как должны вести себя пешеходы, что такое
светофор и как он работает, что означает слово «зебра», почему только по ней переходить дорогу,
а не где попало.
24

После таких уроков Баба Яга стала правильно переходить дорогу, быстро добралась до
своего дома и рассказала о Правилах дорожного движения лесным жителям, так, на всякий случай,
если и они случайно попадут в город.
Вот и сказочке конец, а кто правила знает и соблюдает, тот молодец!
Вопросы педагога по сказке.
- Вам понравилась ребята, сказка?
- О чем она?
- За что Бабу-Ягу остановил милиционер?
- Что неправильно сделала она?
-Куда он ее отвел?
- Чем закончилась сказка?
- Ребята, а как нужно вести себя на дорогах?
Педагог: Умники, сказку Вы слушали внимательно. А теперь поиграем в игру «Собери
знак»
Дети делятся на 4 команды и собирают знаки:
1 группа: знак «Жилая зона»
2 группа: знак «Дети»
3 группа: знак «Пешеходный переход»
4 группа: знак «Велосипедная дорожка»
После того, как дети собрали знаки, они рассказывают о своих знаках, что
они обозначают.
Итог занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки.
Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Старайтесь быть
предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям. До
свидания!

25

26

27

28

Конспект воспитательного мероприятия
Тема: Знатоки ПДД
Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с историей формулирования правил
дорожного движения, видами дорожных знаков; дать представление о значении знаков для
водителей и пешеходов; формировать у учащихся систему элементарных знаний по ПДД.
Воспитательные: воспитывать у детей культуру поведения на дорогах
Развивающие:

развивать

наблюдательность,

внимание,

воображение,

любознательность, творческие способности.
Универсальные учебные действия.
Личностные: познавательный интерес к новому материалу и способам решения задач;
Регулятивные:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные:
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
Форма проведения воспитательного мероприятия: викторина
Методы и приёмы: беседа; отгадывание загадок, ребусов, кроссворда; моделирование;
наблюдение; поисковый метод.
Место проведения воспитательного мероприятия: кабинет.
Материалы и оборудование: стихи и загадки о ПДД, кроссворд, индивидуальные
таблички «Дорожные знаки», пазлы «Знаки ПДД», знаки-раскраски, распечатанные ребусы,
цветные карандаши, компьютерные презентации.
29

Предварительная

подготовка

к

воспитательному

мероприятию:

подбор

материалов, подготовка совместно с учащимися оборудования (карточек, пазлов, знаковтабличек). Подготовка одним из учащихся совместно с учителем презентации «Из истории
ПДД».
Технологии: использованы элементы игровой технологии, развивающей технологии
способностей и элементы ИКТ – компьютерная презентация.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
1.Постановка проблемы.
Учитель: каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками движения.
Как вы думаете, нужны ли нам правила движения?
(Ответы детей).
Правила движения нужны для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь
окружающих людей опасности на дорогах. Я предлагаю вам обсудить этот вопрос, используя
свой опыт участия в дорожном движении, и выработать основные рекомендации для детей
вашего возраста, которые помогут им обеспечить свою безопасность во время движения по
улицам города.
2. Постановка целей и задач.
- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на занятии?
(Предложения детей).
-понять необходимость правил, которые регулируют транспортный и пешеходный
потоки движения;
-познакомиться с разными ролями человека как участника дорожного движения;
-познакомиться с историей формулирования правил дорожного движения, видами
дорожных знаков.
Класс делится на две команды, которые выбирают себе название и капитана.
2.Основная часть.
1.Теоретические сведения. Просмотр презентации, подготовленной учащимся.
«Из истории ПДД»
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии
Цезаре. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил
дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено
только одностороннее движение.

30

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили
они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки.
В 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных
странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году в Париже
была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила
для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности
водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
-Когда появились первые правила дорожного движения?
-В каком городе были приняты единые правила дорожного движения?
2. Загадки (слайды 1-4).
Учитель: А теперь давайте проверим ваши знания, а начнём мы с загадок:
1. Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…
(Дорожный знак).
2. Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…
(Переход).
3. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти.
(Светофор)
4. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…
(Трамвай).
5. Пьет бензин, как молоко,
31

Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется…
(Машина).
6. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
7.Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход)
3. Беседа «История светофора» (слайд 5).
Учитель:
-Что такое светофор?
-Какие цвета он включает? Что обозначает каждый знак?
-Как вы думаете, когда появился светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже
140 лет назад, в Лондоне.
Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им
специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал
стрелку прибора.
Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были
зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
-Кто управлял первым механическим светофором и как он выглядел?
Первый электрический светофор появился в США в 1914 году. Он тоже имел лишь два
сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял
предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились
трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на
круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную
поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
-Когда появился привычный для нас светофор?
32

4.Ребусы (приложение 1).
Капитаны команд выходят к доске, получают карточки с ребусами и разгадывают их.
Балл получает команда, отгадавшая ребус быстро и правильно.
5. Беседа «Виды дорожных знаков» (слайды 6-9).
Учитель: Теперь давайте с вами познакомимся с видами знаков и узнаем, что
обозначает каждый из них:
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника- красного цвета.
Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника.
-Как вы думаете, о чем предупреждают предупреждающие знаки?
Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский
сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди
скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут
появиться животные.
-Найдите среди знаков, вывешенных на доске, предупредительный.
У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга,
категорически говорят, что именно данный знак запрещает.
- Что запрещают такие знаки?
Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая
широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
-Найдите среди знаков, вывешенных на доске, запрещающий.
Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры
расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения.
Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную
скорость.
- Найдите среди знаков, вывешенных на доске, предписывающий.
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма –
квадратная или прямоугольная.
-О чём такие знаки могут нас информировать?
Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к
нужному населенному пункту и расстояние до него.
-Найдите среди знаков, вывешенных на доске, информирующий.
6.Угадай знак (слайды 10-16).

33

Учитель раздаёт учащимся таблички, прикреплённые к палочкам. Читает загадки, дети
отвечают с помощью поднятия таблички, на которой изображен знак-отгадка. Кто быстрее
поднимет табличку, той команде за ответ даётся балл:
1. Говорит знак этот строго:
«Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути,
Руль напрасно не крути!»
(«Скользкая дорога»).
2. Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
(«Дети»).
3. Только я для пешехода
Знак на месте перехода.
В голубом иду квадрате –
Переходоуказатель.
(«Пешеходный переход»).
4. Знак ребят предупреждает,
От несчастий ограждает:
«Переезд: во всю глядите!
За шлагбаумом следите!»
(«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»).
5. Увидев знак, всем станет ясно:
Здесь сейчас ходить опасно.
Об этом знак нам говорит:
«Пешеходам путь закрыт».
(«Движение пешеходов запрещено»).
6. Сообщает знак всем строго,
Что здесь опасная дорога.
Он серьёзно говорит:
«Велосипедистам путь закрыт».
(«Велосипедное движение запрещено»).
7. Пазл.
34

Учитель раздает командам пазл. Командам необходимо совместно собрать знак-пазл
быстрее команды соперника и дать ему правильное название и характеристику. Балл
причисляется команде, собравшей пазл быстрее. Дополнительный балл дается команде,
правильно назвавшей и охарактеризовавшей знак.
8.Знаки-раскраски (приложение 2).
Учитель раздает учащимся раскраску, где изображены 4 черно-белых знака. Учащиеся
должны раскрасить их в нужные цвета. Команда, которая сделает задание первой, получит
балл. Дополнительный балл дается команде за правильное название знаков.
9.Кроссворд «Самое важное на дороге» (слайд 17, приложение 3).
1)Водители – лихачи очень любят его совершать на дороге (обезд).
2)Трехглазый постовой (светофор).
3)Самые строгие дорожные знаки (запрещающие).
4)Дорожка вдоль дороги, не для машин (тротуар).
5)Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения
(ДТП).
6)Пешеходный переход по-другому (зебра).
7)Самое опасное место для пешеходов (перекрёсток).
8)Это “говорит” желтый свет светофора (внимание).
9)Часть автомобиля, под которую попадает разиня (колёса).
10)Его боятся нарушители правил (инспектор).
11)В него попадает зазевавшийся водитель (кювет).
10. Творческое задание
Учитель: вспомните как можно больше песен, стихотворных строчек, пословиц или
поговорок о дороге, машинах, транспорте.
За каждый правильный ответ команда получает балл.
11. Конкурс «Частокол» (приложение 4).
Учитель: соберите частокол с самой высокой буквы до самой маленькой и прочитай
полезный совет.
Балл получает команда, которая быстрее справится с заданием.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
- Достигли мы наших целей, поставленных в начале занятия?
- Кто для себя понял важность знания дорожных знаков, а главное, соблюдения правил
дорожного движения?
35

Я желаю вам всегда возвращаться домой целыми и здоровыми! А для этого всегда
помните о том, что надо строго соблюдать правила дорожного движения.
А теперь пришло время подвести итоги нашей викторины и узнать, кто сегодня станет
лучшим «Знатоком ПДД».
Подсчёт баллов Награждение команд и самых активных участников викторины.
Заключение.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей
ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя
воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные
качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто
именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Задача учителя - организовать профилактическую работу так, чтобы знания,
полученные в школе, стали прочными и могли быть с успехом применены школьниками.
Обучение школьников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять
в системе. Занятия, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и
окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять,
уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится
организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная
ориентация школьников и их умение применять эти знания на практике. Дети должны хорошо
ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них,
должны знать основные правила для пешеходов и пассажиров.
Список литературы:
1. Агафонова К. В.: Дети и дорожное движение. М.: Просвещение, 2014.
2. Ванюкова А.А.: «Безопасность детей на дорогах»: Методическое пособие. Томск:
«Интегральный переплет», 2014.
3. Воронова У.А.: Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внеклассной работе. Изд.:
Феникс,- 4-е, 2014 г.
4. Гарнышева Т.П.: Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры. Изд.: Детство-Пресс, 2015 г.
5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др.: Занятия по правилам дорожного движения.
Под ред. Романовой Е.А. М.: Сфера, 2015.
6. Козловская Е.А.: Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника.
Издательство: ИД Третий Рим, 2016 г.
7. Сосунова Е.М.: Учись быть пешеходом, Санкт-Петербург, 2014 г.
36

8. Шалаева Г.П.: Азбука маленького пешехода. М.: Эксмо, 2016.
Интернет ресурсы:
1. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» - http://www.dddgazeta.ru/
2. «Безопасное колесо» - http://www.dddgazeta.ru/
3. ПДД для детей. Правила дорожного движения- http://veselajashkola.ru/interesno/

Приложение.
1.Карточки с ребусами для капитанов.
Для команды 1:

1.

2.

3.

Для команды 2:

1.

2.

3.

2.Знаки-раскраски.
Для команды 1:

Для команды 2:
37

3. Кроссворд.

4. «Частокол».

БУДЬВНИМАТЕ

ЛЕН

НА ДОРОГЕ
3.3.Календарно-тематическое планирование
«Юный инспектор дорожного движения» 2024/2025 учебный год
№ Название темы занятия

Кол
иче
ств
о
час
ов

Дата по
расписанию
По
По
плану
факту

38

Форма
Примечание
аттестации/ /корректировка
контроля

Введение в
образовательную
программу курса
История
Правил
дорожного движения.

1

Развитие Правил
дорожного движения.
4 Информация о первом
светофоре,
автотранспорте,
велосипеде, дорожных
знаках.
5 Правила дорожного
движения в России.
Общие положения.
6 Обязанности пешеходов,
водителей,
велосипедистов и
пассажиров.
7 Проблемы безопасности
движения, причины
дорожно-транспортных
происшествий. ПДД для
пешеходов –
правостороннее
движение, правила
перехода дороги, места
перехода проезжей части
дороги.
8 Обход стоящего
транспорта у обочины.
Движение пеших групп и
колонн.
9 Регулируемые и
нерегулируемые
перекрестки. Средства
регулирования движения.
10 Знаки. ПДД для
пассажиров – виды
общественного
транспорта, посадочные
площадки и дорожные
знаки, правила поведения

1

1.

2.

3.

1

2

1

1

1

1

1

1

39

11

12

13

14

15

16

17

18

в салоне транспорта,
перевоз грузов.
Взаимовежливые
отношения пассажиров и
водителя. ПДД для
велосипедистов –
дорожные знаки,
техническое состояние
велосипеда, движение
групп велосипедистов.
Разметка проезжей части
дороги. Остановка и
стоянка транспортных
средств.
Влияние погодных
условий на движение
транспортных средств.
Тормозной и
остановочный пути.
Дорожные знаки и их
группы:
предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационноуказательные, знаки
сервиса, знаки
приоритета, знаки
дополнительной
информации.
Значение отдельных
дорожных знаков. Выбор
безопасных маршрутов.
Этика и культура
транспортного
поведения.
Права и обязанности
пешеходов,
велосипедистов,
водителей
автотранспорта.
Ответственность граждан
за нарушение ПДД.
Причины ДТП.

1

1

1

1

1

1

1

1

40

19 Первая помощь при ДТП.

20

21

22

23

24

25
26

27

28
29
30
31

32

Обморок, оказание
помощи. Оказание
первой помощи.
Информация, которую
должен сообщить
свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее
содержимое. Раны, их
виды, оказание первой
помощи.
Вывихи и оказание
первой медицинской
помощи.
Виды кровотечения и
оказание первой
медицинской помощи.
Переломы, их виды.
Оказание первой помощи
пострадавшему. Ожоги,
степени ожогов.
Виды повязок и способы
их наложения.
Правила оказания первой
помощи при солнечном и
тепловом ударах.
Оказание первой
медицинской помощи
при сотрясении мозга.
Обморожение.
Сердечный приступ,
первая помощь.
Изготовление макетов
дорожных знаков.
Решение практических
задач.
Конкурс на лучший
плакат «Соблюдай
правила дорожного
движения».
Составление памятки
«Юному велосипедисту».

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1

1

41

33 Викторина «Как я знаю

правила дорожного
движения».
34 Агитационная работа.
Спортивное
соревнование по
фигурному вождению
велосипеда

1

2

3.4. Лист корректировки

Лист корректировки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Юный инспектор дорожного движения»
№ Причина корректировки
п/п

Дата

1

42

Согласовано с
заместителем директора
по учебно-воспитательной
работе

3.5. План воспитательной работы
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста
учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
формировать гражданскую и социальную позицию личности,
патриотизм и национальное самосознание учащихся;
развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и
развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и
повышение уровня сплоченности коллектива;
улучшение психического и физического здоровья учащихся; сокращение детского и подросткового травматизма; - развитие разносторонних
интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях,
творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по
отдельному плану).
43

Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, гостиная (поэтическая,
музыкальная, педагогическая…), дебаты, видеоэкскурс, защита проекта,
конференция, лекция-рассуждение, ролевые игры, ток-шоу, диспуты, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные,
групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные,
художественные,
валеологические,
трудовые,
социальнопедагогической поддержки, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.

44

1. Проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого уровня
№
Название мероприятия
Направление
Время
проведения
п/п
1

Конкурс рисунков на асфальте Социально-гуманитарное
«Внимание! Дети!»
направление

Сентябрь, 2024

2

Викторина для юных пешеходов
«Правила дорожного движения»

Социально-гуманитарное
направление

октябрь, 2024

3

Встречи с сотрудниками ГИБДД

Социально-гуманитарное
направление

ноябрь, 2024

4

Квест «Знаки дорожного
движения»

Социально-гуманитарное
направление

В течении гола,
2024- 2025

45

Дата по
факту

Место проведения
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»

Ответственный

5

Экскурсия в г.Евпатория учимся
правильно переходить улицы,
перекрёстки

Социально-гуманитарное
направление

Март, 2025

6

Конкурс «Юные велосипедисты»

Социально-гуманитарное
направление

апрель, 2025

7

Игровая программа «Весёлые Социально-гуманитарное
эстафеты ко Дню защиты детей»
направление

май, 2025

2. Проектно-исследовательская работа.
№
Название конкурса
Дата проведения
п/п
1
Участие во всероссийских конкурсах конкурсе 2024 - 2025» Сентябрь-май 2024 - 2025г.,
дистанционно
2

Участие в олимпиадах

В течении года
дистанционно

46

МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»
МБОУ
«Столбовская
средняя школа
имени Героя
Советского Союза
Н.А.Токарева»

Место проведения
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

Ответственный

3. Тематические мероприятия кружка
№
Название конкурса
п/п

1

Организация проведения и участия – акция «Внимание
дети!».

Дата проведения

Сентябрь 2024

Сентябрь 2024

2
Организация проведения и участия мероприятий –
повсящение первоклассника в пешеходы.
3

Организация проведения и участия мероприятий – акция
«Ты пешеход!»

Октябрь 2024

Ноябрь 2024

4
Организация проведения и участия мероприятий мероприятие, не являющееся праздником – Всемирный день
памяти жертв, погибших при ДТП, который проводится 21
ноября каждого года по инициативе ООН.

5

Организация проведения и участия мероприятий –
Международный день БДД на дорожных переездах.

Декабрь

47

Дата по
факту

Место проведения

МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

Ответственный

6

Организация проведения и участия мероприятий – 27
апреля – День регулировщика РФ.

27.04.2025г.

Март, 2025

7
Организация проведения и участия мероприятий –
викторина «Я и велосипед».
8

Организация проведения и участия мероприятий –
организация встреч в школе с инспектором ОГИБДД.

Ежемесячно
В течении года

9
– День сотрудника ГИБДД. Организация проведения и
участия мероприятий – акция «Проезд закрыт!».
10

Организация проведения и участия мероприятий –
викторина «В стране дорожных знаков».

11

Организация проведения и участия мероприятий 5
августа – Международный праздник светофора;

12

Рейд по соблюдению обучающимися правил ПДД.

В течении года

В течении года

В течении года

48

МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

13

Организация проведения и участия мероприятий участие
в конкурсах по ПДД.

В течении года

14

Организация проведения и участия мероприятий –
конкурс эрудитов «Законы улиц и дорог».

В течении года

15

Организация проведения и участия мероприятий –
просмотр фильма «Улица полна неожиданностей»

В течении года

Педагог дополнительного образования

49

МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»
МБОУ «Столбовская
средняя школа имени
Героя Советского
Союза Н.А.Токарева»

2

1

4

3 4 5

6

ноябрь

7

8

декабрь

январь

9 10 11 12 13 14 15 16

1

1

1

4

4

4

17

Таблица

2 полугодие
март

февраль

апрель

май

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

Итоговый контроль( зачёт)

1

октябрь

Промежуточный
контроль (устный опрос)

1 полугодие
сентябрь

Входной контроль
(тест)

Аттестация/формы
контроля

Кол-во
часов в
месяц

Кол-во
часов
в неделю

Кол-во
учебных
недель

Месяц

Календарный учебный график
Уровень: стартовый Группа «Юный инспектор дорожного движения»
2024/2025 учебный год

Объём учебной нагрузки на учебный год 36 часов

50

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».