План ДОП на 2024-2025

ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза
Н.А. Токарева» Сакского района Республики Крым

на 2024 - 2025 учебный год
для обучающихся 1-10-х классов

Столбовое, 2024

1. Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в МБОУ
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» строится в парадигме
развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую,
развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного
образования детей в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.
Токарева» располагает социально- педагогическими возможностями по развитию творческих
способностей обучающихся в области художественной, физкультурно-спортивной, социальнопедагогической, естественнонаучной, туристко- краеведческой деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в
школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования,
помогает:
обеспечивать непрерывность образования;
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования;
осуществлять воспитательные
программы
и
программы социальнопсихологической адаптации ребенка;
развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования
опыта творческой самодеятельности ребенка.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более
эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени,
организовывать
целесообразную
деятельность
ребенка
по
саморазвитию
и
самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует
углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребенка,
построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со
сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию
ответственности и развитию познавательной активности.
Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления
педагогических средств, а в практике— широкий, культурный фон и резерв обновления основного
образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности,
самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка.
Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и
педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие
предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и
познавательные потребности, расширить профессиональную сферу.
Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой
развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей.
В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебновоспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это дает им возможность для
самоутверждения и самореализации.

2. Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию.
•
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989г;
•
Конституция Российской Федерации;
•
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
•
Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка вРоссийской Федерации»;
•
Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
•
Федеральный государственный общеобщеобразовательный стандарт;
•
Постановление Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013г. «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
•
Постановление Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013г. «Об
утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
• Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования
детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.1251-03), утвержденные Главным
государственным санитарным врачом Российской
Федерации 01.04.2003;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
года №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
года № 18Q 7 «Об утверждении федеральною государственного 24 образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями и дополнениями;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 №
1400 «Об утверждении Порядка проведения государе гиен ной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от
29.08.20013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от
29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
•
Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева»
Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых
нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и учтены гигиенические требования к условиям организации
учебно- воспитательного процесса.
Учтены интересы учащихся, запросы родителей, возможностей педагогического коллектива и
материально- технической базы школы.
Цель разработки учебного плана:
1.
Определить состав основных компонентов содержания дополнительного
образования (образовательных областей, образовательных программ).
2.
Определить продолжительность обучения.
3.
Определить недельную нагрузку учащихся по уровням.
Выбор
образовательных областей обусловлен принципом взаимообогащения школьного

и дополнительного образования.
Дополнительные ставки педагога дополнительного образования при наличии годового учебного
плана дополнительного образования устанавливаются в соответствии со штатным расписанием
школы.
3. Особенности учебного плана.
При составлении учебного плана дополнительного образования учитывается, что занятия в
объединениях дополнительного образования проходят во второй половине дня после основных
уроков.
Основные функции дополнительного образования в МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А. Токарева» обучающая функция - в детских творческих
объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможность
удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку
в интересующем его виде деятельности;
социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся
получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию
успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;
развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений
дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические
способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его
развитии;
воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих
объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств
личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной
ответственности, коллективизма и патриотизма;
информационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет
возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии,
информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также получить любую другую
информацию, имеющую личную значимость для учащегося;
релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет
возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой
досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя
обстановке.
4. Содержание по уровням образования, направленностям
4.1. Цели и задачи дополнительного образования.

Ведущей целью дополнительного образования МБОУ «Столбовская средняя школа имени
Героя Советского Союза Н.А. Токарева» является
- создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного
образования детей;
- обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного
образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования
по различным направлениям образовательной деятельности.
Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования
организована по следующим направлениям:
• совершенствование содержания и педагогических технологий организации
деятельности школьников в системе дополнительного образования;
• воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления
всем учащимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих
способностей и интеллектуального потенциала.
Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели:

сохранение единого образовательного пространства на основе
преемственностисодержания основного и дополнительного образования детей;
•
совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования детей; • поддержка учащихся с низкой
мотивацией;
•
помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории
и индивидуальной траектории развития творческого потенциала личности;
•
использование интеграции, средств ИКТ и элементов дистанционного обучения
для повышения эффективности и качества работы системы дополнительного
образования. Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе:
• овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для адаптации учащегося
вшкольном коллективе;
•

• содействие в создании собственного пространства для общения;
• обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе:
• создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его
творческой самореализации;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
Приоритетная цель дополнительного образования в старшей школе:
• создание условий для социального и профессионального самоопределения.
4.2 Структура дополнительного образования
Художественноэстетическое
направление

Социально –
педагогическое
направление

Художественной - эстетической направленности в
системе
дополнительного
образования ориентированы
на развитие
творческих способностей детей в
различных областях
искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта
человечества, воспитанию творческой личности,
получению
учащимися основ будущего профессионального образования.
Основной целью данного направления является: раскрытие
творческих
способностей обучающихся,
нравственное
и
художественно- эстетическое
развитие
личности
ребенка.
Художественная направленность представлена следующими
объединениями дополнительного образования:
-«Театральная студия «Шкатулка»
Социально-педагогическое направление в системе дополнительного
образования
ориентировано
на
изучение
психологических
особенностей личности, познание мотивов поведения, изучение
методик
самоконтроля,
формирование
личности,
изучение
межличностных отношений, адаптацию в коллективе. Социальное
самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы
является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического направления.
Образовательные
программы
данной
направленности
многофункциональны
по
своему
назначению.
Социальнопедагогическая
направленность
представлена
следующими
объединениями дополнительного образования:
-«Юный инспектор дорожного движения»
-«Юные волонтёры»
-«Билет в будущее»

Естественно -научное
направление

Техническое
направление

Физкультурноспортивное
направление

Туристско
–краеведческое
направление

Естественнонаучное направление в системе дополнительного
образования ориентировано на развитие познавательной активности,
самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление
школьных программ по химии, биологии способствует формированию
интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Естественнонаучное
направление
представлено
следующими
объединениями дополнительного образования:
- «Занимательное естествознание»
Программы технической направленности - ориентированы на
формирование и развитие научного мировоззрения, освоение методов
научного познания мира,развитие
исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных
способностей учащихся в
области точных наук и технического творчества.
Техническая
направленность
представлена
следующими
объединениями дополнительного образования:
-«Робототехника»
Программы физкультурно-спортивной направленности
в
системе дополнительного образования
ориентированы
на
физическое совершенствование учащихся, приобщение их к
здоровому
образу
жизни,
воспитание спортивного
резерва нации. В ходе реализации программ
физкультурнооздоровительного направления решаются задачи создания условий
для развития физической активности учащихся с соблюдением
гигиенических норм и правил.
Физкультурно-спортивное направление представлено
следующими объединениями дополнительного образования:
-«Самбо»
-«Футбол»
Программы туристско-краеведческой направленности
в системе
дополнительного образования ориентированы
на
развитие познавательных и исследовательских навыков по истории
родного края, привлечение обучающхся к социальным инициативам
защиты памятников культуры, природы родного края, музейной
деятельности.
Туристско-краеведческое направление представлено
объединением дополнительного образования:
«Школьный музей»

5. Режим работы
Направление
дополнительного
образования
Туристскокраеведческое

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

-

-

-

-

5
класс

6
класс

7
класс

8
класс

9
класс

10
класс

11
класс
-

Кружок «Школьный музей»
(1 ч)
Из области искусств

-

Техническое

-

-

-

-

-

Театральная студия «Шкатулка»
(1 ч)

-

Кружок «Робототехника» (1 ч)

-

-

-

Социальнопедагогическое

Кружок «Юный
инспектор
дорожного
движения» (1 ч)

-

-

Кружок «Юные волонтёры» (1 ч)

-

-

Кружок «Билет в будущее» (1ч)

-

Естественнонаучная
Физкультурноспортивная
Итого

Кружок «Занимательное естествознание» (1ч)
Кружок «Самбо» (1ч)
Секция «Футбол»
(1 ч)

9

-

-

-

-

Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся с понедельника по пятницу. Между основными занятиями
и посещением объединений дополнительного образования имеется одночасовой перерыв. Продолжительность занятий в учебные дни не
превышает 1,5 часа, после 40- минутного занятия устанавливается перерыв 15 мин. для отдыха и проветривания помещений.
Во время подготовки общешкольных, районных мероприятий работа объединений дополнительного образования осуществляется по особому
графику с переменным составом учащихся.
В период каникул работа объединений по интересам организуется по отдельному расписанию.
Дополнительные общеобразовательные программы утверждены на заседании педагогического совета МБОУ «Столбовская средняя школа
имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева».
№ День недели

Название объединения

Руководитель

дополнительного образования
1

Понедельник Юный инспектор

Время
проведения

Попова К.А.

13.50-14.35

Мустафаев Э.Ш.

16.00-16.45

Нурмамбетова С.М.

16.00-16.45

Школьный музей

Попова К.А.

16.00-16.45

Юные волонтеры

Пирогова О.Ю.

15.00-15.45

Робототехника

Малиновская К.И.

15.00-15.45

Самбо

Попова К.А.

15.00-15.45

дорожного движения
Футбол
2

Вторник Театральная студия
«Шкатулка»

3
4

5

Среда
Четверг

Пятница

Занимательное естествознание Малиновская К.И.

16.00-16.45

Билет в будущее

16.00-16.45

Попова К.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».