ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Сакского района Республики Крым на 2024 - 2025 учебный год для обучающихся 1-10-х классов Столбовое, 2024 1. Пояснительная записка Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования. Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» располагает социально- педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественной, физкультурно-спортивной, социальнопедагогической, естественнонаучной, туристко- краеведческой деятельности. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает: обеспечивать непрерывность образования; развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования; осуществлять воспитательные программы и программы социальнопсихологической адаптации ребенка; развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребенка. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребенка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности. Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике— широкий, культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу. Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебновоспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это дает им возможность для самоутверждения и самореализации. 2. Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию. • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г; • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; • Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации»; • Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; • Федеральный государственный общеобщеобразовательный стандарт; • Постановление Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013г. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; • Постановление Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013г. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»; • Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (СанПиН 2.4.4.1251-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.04.2003; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 18Q 7 «Об утверждении федеральною государственного 24 образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государе гиен ной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.20013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; • Устав МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и учтены гигиенические требования к условиям организации учебно- воспитательного процесса. Учтены интересы учащихся, запросы родителей, возможностей педагогического коллектива и материально- технической базы школы. Цель разработки учебного плана: 1. Определить состав основных компонентов содержания дополнительного образования (образовательных областей, образовательных программ). 2. Определить продолжительность обучения. 3. Определить недельную нагрузку учащихся по уровням. Выбор образовательных областей обусловлен принципом взаимообогащения школьного и дополнительного образования. Дополнительные ставки педагога дополнительного образования при наличии годового учебного плана дополнительного образования устанавливаются в соответствии со штатным расписанием школы. 3. Особенности учебного плана. При составлении учебного плана дополнительного образования учитывается, что занятия в объединениях дополнительного образования проходят во второй половине дня после основных уроков. Основные функции дополнительного образования в МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» обучающая функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности; социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами; развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии; воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма; информационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также получить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося; релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке. 4. Содержание по уровням образования, направленностям 4.1. Цели и задачи дополнительного образования. Ведущей целью дополнительного образования МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» является - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; - обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования организована по следующим направлениям: • совершенствование содержания и педагогических технологий организации деятельности школьников в системе дополнительного образования; • воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления всем учащимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих способностей и интеллектуального потенциала. Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели: сохранение единого образовательного пространства на основе преемственностисодержания основного и дополнительного образования детей; • совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей; • поддержка учащихся с низкой мотивацией; • помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной траектории развития творческого потенциала личности; • использование интеграции, средств ИКТ и элементов дистанционного обучения для повышения эффективности и качества работы системы дополнительного образования. Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе: • овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для адаптации учащегося вшкольном коллективе; • • содействие в создании собственного пространства для общения; • обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта; • обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе: • создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его творческой самореализации; • развитие мотивации личности к познанию и творчеству; Приоритетная цель дополнительного образования в старшей школе: • создание условий для социального и профессионального самоопределения. 4.2 Структура дополнительного образования Художественноэстетическое направление Социально – педагогическое направление Художественной - эстетической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребенка. Художественная направленность представлена следующими объединениями дополнительного образования: -«Театральная студия «Шкатулка» Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования ориентировано на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности, изучение межличностных отношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического направления. Образовательные программы данной направленности многофункциональны по своему назначению. Социальнопедагогическая направленность представлена следующими объединениями дополнительного образования: -«Юный инспектор дорожного движения» -«Юные волонтёры» -«Билет в будущее» Естественно -научное направление Техническое направление Физкультурноспортивное направление Туристско –краеведческое направление Естественнонаучное направление в системе дополнительного образования ориентировано на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по химии, биологии способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучное направление представлено следующими объединениями дополнительного образования: - «Занимательное естествознание» Программы технической направленности - ориентированы на формирование и развитие научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира,развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей учащихся в области точных наук и технического творчества. Техническая направленность представлена следующими объединениями дополнительного образования: -«Робототехника» Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. В ходе реализации программ физкультурнооздоровительного направления решаются задачи создания условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил. Физкультурно-спортивное направление представлено следующими объединениями дополнительного образования: -«Самбо» -«Футбол» Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательных и исследовательских навыков по истории родного края, привлечение обучающхся к социальным инициативам защиты памятников культуры, природы родного края, музейной деятельности. Туристско-краеведческое направление представлено объединением дополнительного образования: «Школьный музей» 5. Режим работы Направление дополнительного образования Туристскокраеведческое 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс - - - - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс - Кружок «Школьный музей» (1 ч) Из области искусств - Техническое - - - - - Театральная студия «Шкатулка» (1 ч) - Кружок «Робототехника» (1 ч) - - - Социальнопедагогическое Кружок «Юный инспектор дорожного движения» (1 ч) - - Кружок «Юные волонтёры» (1 ч) - - Кружок «Билет в будущее» (1ч) - Естественнонаучная Физкультурноспортивная Итого Кружок «Занимательное естествознание» (1ч) Кружок «Самбо» (1ч) Секция «Футбол» (1 ч) 9 - - - - Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся с понедельника по пятницу. Между основными занятиями и посещением объединений дополнительного образования имеется одночасовой перерыв. Продолжительность занятий в учебные дни не превышает 1,5 часа, после 40- минутного занятия устанавливается перерыв 15 мин. для отдыха и проветривания помещений. Во время подготовки общешкольных, районных мероприятий работа объединений дополнительного образования осуществляется по особому графику с переменным составом учащихся. В период каникул работа объединений по интересам организуется по отдельному расписанию. Дополнительные общеобразовательные программы утверждены на заседании педагогического совета МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева». № День недели Название объединения Руководитель дополнительного образования 1 Понедельник Юный инспектор Время проведения Попова К.А. 13.50-14.35 Мустафаев Э.Ш. 16.00-16.45 Нурмамбетова С.М. 16.00-16.45 Школьный музей Попова К.А. 16.00-16.45 Юные волонтеры Пирогова О.Ю. 15.00-15.45 Робототехника Малиновская К.И. 15.00-15.45 Самбо Попова К.А. 15.00-15.45 дорожного движения Футбол 2 Вторник Театральная студия «Шкатулка» 3 4 5 Среда Четверг Пятница Занимательное естествознание Малиновская К.И. 16.00-16.45 Билет в будущее 16.00-16.45 Попова К.А.