Положение о нормах оценивания

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Столбовская средняя школа
имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева»
____________________________О.Л.Лункина
Приказ №12 от 10 января 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Принято Педагогическим советом
Протокол № 1 от 09.01.2024

Столбовое,2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о правилах оценивания достижений обучающихся по учебным
предметам (далее – Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Сакского района
Республики Крым устанавливает требования к оценке результатов учебных достижений
обучающихся по учебным предметам и курсам, осваиваемым обучающимися в рамках основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее – ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО).
1.2. Положение разработано на основании:










Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;Убрать , если все 1-4 классы перешли на новый ФГОС
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций»;
устава Школы.
1.3. Оценивание учебных достижений, обучающихся при применении электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с данным
положением.
2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
2.1. Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается определение и
выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени
соответствия знаний, умений и навыков обучающегося требованиям к уровню подготовки
школьников, установленных ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.
2.2. Целью оценивания образовательных достиженийобучающихся является определение степени
освоения обучающимися ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и готовности к продолжению
обучения.
2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–11-х классов.
2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в журнале учета
успеваемости и дневнике.

2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является
установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в
ООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью
внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:




определения
уровня
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
образовательной программой;
своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
обучения.
2.7.1. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру
оценки уровня достижения планируемых результатов по теме.
2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания. Результаты и динамика образовательных достижений
каждого обучающегося 1-х классов фиксируются учителем в листе индивидуальных достижений
по учебному предмету.
2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 –
«неудовлетворительно».
2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам) части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, продолжительность которых составляет
менее 36 часов в год, осуществляется без балльного оценивания.
2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы,
предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.7.6. Формами текущего контроля являются:






письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько вопросов (заданий). К
письменной проверке относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы;
устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования,
зачета или иной форме;
комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных форм проверок в различном
соотношении.
2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения
которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической,

способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по предметам – не менее трех
текущих отметок за четверть.
2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания. Объектом оценивания по данному курсу становится
нравственная и культурологическая компетентность ученика.
2.8. Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе текущего
контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых результатов,
которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля.
2.8.1. Целью тематического оценивания является:




определение уровня достижения обучающимися результатов по теме;
своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса;
информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
освоения темы.
2.8.2. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном
журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы.
2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений формируются автоматически,
отображаются в электронном журнале учителя и дневнике ребенка.
2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то формирование
средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов изучения темы.
2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
– обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных результатов
внутри темы и по отношению к другим темам;
– педагогическому работнику:




отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы;
выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременную
коррекцию учебного процесса.
2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не менее одной за три
урока.
2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть выставлены не позднее
последнего дня занятий.
2.9.6. Четвертные и полугодовые отметки рассчитываются как среднеарифметическое значение
отметок по учебному предмету за четверть или полугодие соответственно. В спорных случаях
берутся во внимание результаты контрольных работ.
2.9.7. Годовые отметки выставляются путем нахождения среднего арифметического значения
четвертных и полугодовых отметок. В спорных случаях берутся во внимание результаты
контрольных работ.

3. Критерии оценивания
3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в Школе применяются
следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:





знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема образовательной программы,
реализованной за оцениваемый период;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:







знания всего изученного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:






знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при
самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:






знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;
отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;
наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с учетом особенностей,
установленным разделом 4 Положения.
4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:






обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные
определения языковых понятий;
обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:




дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает
единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя;
допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:






обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:




обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала;
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:




выполнил безошибочную работу;
допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:





допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну орфографическую и
три пунктуационных ошибки, или четыре пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок;
допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:






допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, или три
орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических;
допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок, если среди тех и других
имеются по три однотипных ошибки;
в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти орфографических и
четырех пунктуационных ошибках.

4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:


допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или шести
орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти орфографических и девяти
пунктуационных ошибок, восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться
следующим:






отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее трех заданий;
отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины заданий;
отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за его
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:









содержание работы полностью соответствует теме;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения материала;
работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием
используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема
изученных грамматических сведений и сведений по стилистике);
достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна
грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:









содержание работы соответствует теме;
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и выразительностью;
в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов;
допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или одна орфографическая и
три пунктуационные ошибки, или четыре пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:






работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
в работе допущены существенные отклонения от темы;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки, или три
орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок (в 5-м классе – пять орфографических ошибок и четыре
пунктуационные ошибки), а также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:







работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану;
крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
нарушено стилевое единство текста;
в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или шесть
орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять орфографических и девять
пунктуационных ошибок, восемь орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также
семь грамматических ошибок.
4.2. Особенности оценивания по литературе
4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:






показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошо владеет литературной речью.
4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:







показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при
анализе прочитанных произведений, привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов, владение литературной речью;
по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:





понимает изучаемое произведение;
умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев;
при анализе произведения показывает ограниченные навыки разбора и недостаточно привлекает
текст произведений для подтверждения своих выводов.
Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его
композиции и языке.

4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:





обнаруживает незнание содержания произведения;
не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
не знает элементарных теоретико-литературных понятий;
слабо владеет литературной речью.
4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:







глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать
выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
допускается 1–2 неточности в содержании.
4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:








достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;
обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3–4 речевых недочетов.
4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:








верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности
выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.
4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:






не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не
опирающихся на знание текста;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
4.3. Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике
4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:




полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой учебников;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;






правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по требованиям на отметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:





в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:








неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание
вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала;
имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий, использовании математической
терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов
учителя;
не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания,
но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:





не раскрыл основного содержания учебного материала;
обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в
рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся
4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:





выполнил работу полностью;
не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и обосновании;
не допустил математических ошибок в решении.
4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:




выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если
эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:



владеет обязательными умениями по проверяемой теме;



допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках.
4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:




не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
допустил существенные ошибки.
4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:




коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным
требованиям для каждого класса.
4.4.1.2. Отметка «4» ставится:




коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным
требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на
понимание содержания услышанного в целом.
4.4.1.3. Отметка «3» ставится:




коммуникативная задача решена;
обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.4. Отметка «2» ставится:



обучающийся не понял смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям
для каждого класса.
4.4.2. Оценка говорения
4.4.2.1. Отметка «5» ставится:




общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных
требований для данного класса.
4.4.2.2. Отметка «4» ставится:





общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от
языковых норм;
устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований
для данного класса.
4.4.2.3. Отметка «3» ставится:




общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм.
4.4.2.4. Отметка «2» ставится:





общение не осуществилось, высказывания обучающегося не соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые
не позволяют понять содержание большей части сказанного.
4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:




коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста в полном объеме;
чтение соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.2. Отметка «4» ставится:





коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на
понимание текста;
чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.3. Отметка «3» ставится:




коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил главную идею прочитанного
иноязычного текста;
чтение обучающегося соответствует программным требованиям для данного класса.
4.4.3.4. Отметка «2» ставится:




коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял прочитанного иноязычного текста;
чтение обучающегося не соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию
4.5.1. Отметка «5» ставится:






материал усвоен в полном объеме;
изложение логично;
основные умения сформированы и устойчивы;
выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.
4.5.2. Отметка «4» ставится:






в усвоении материала незначительные пробелы;
изложение недостаточно систематизированное;
отдельные умения недостаточно устойчивы;
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
4.5.3. Отметка «3» ставится:





в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно;
отдельные умения недостаточно сформированы;
выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
4.5.4. Отметка «2» ставится:




основное содержание материала не усвоено;
выводов и обобщений нет.
4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:





полностью справляется с поставленной целью урока, правильно излагает изученный материал и
умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, то есть гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:





полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:




слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:




допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
4.7. Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:




умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.
4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:




умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.
4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:



умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или



проявляет музыкальные способности.

4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:



не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить.
4.8. Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов
4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:






полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно дал определения и раскрыл содержание понятий, верно использовал научные
термины;
для доказательства использовал различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
дал самостоятельный ответ.
4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:




раскрыл содержание материала, правильно дал определение понятия и использовал научные
термины;
допустил незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:





усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его фрагментарно, не всегда
последовательно;
дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и обобщения из наблюдений и
опытов, допустил ошибки при их изложении;
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:





не раскрыл основного содержания учебного материала;
не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
допустил грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:





правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа
по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :






правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта
допущены 1–2 ошибки;
грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:



правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке
опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании
выводов.
4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:




не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:





правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки;
логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:




правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у
наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:




допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь
некоторые, допущены ошибки (1–2) в оформлении и наблюдении выводов.
4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:




допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3–4) в
оформлении наблюдений и выводов.
4.9. Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:






дал полный ответ, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и
конкретизация их примерами;
правильно использовал карты и другие источники знаний;
дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные
сведения о важнейших географических событиях современности.
4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:




дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко
исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:



дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает
материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:






дал неправильный ответ;
не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал ответов на вспомогательные
вопросы учителя;
допустил грубые ошибки в определении понятий;
не умеет работать с картой.
4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:




дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной логической последовательности.
4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:





дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
изложил материал в определенной последовательности;
допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по требованию учителя
или



дал неполный и нечеткий ответ.
4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:



дал полный ответ, но допустил существенную ошибку
или



ответ неполный, построен несвязно.
4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:




показал непонимание основного содержания учебного материла;
допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:




в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
задача решена рациональным способом.
4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:




в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но
нерациональным способом;
допущено не более двух несущественных ошибок.
4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:




в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
допускается существенная ошибка в математических расчетах.
4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:



имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:





работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент
осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и
приборами;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок
на столе, экономно используются реактивы).
4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:



работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент выполнен неполно
или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:




ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по
ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию
учителя.
4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:



допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может
исправить.
4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:





план решения задачи составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:





план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:




план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:



допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах).
4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:







выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5», но допущены 2–3
недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:




выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:




выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных
выводов;
работа проводилась неправильно.
4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:






правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных
понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить
знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:





дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без использования собственного
плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с
ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с
помощью учителя.
4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:







правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более 2–3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил 4–5 недочетов.
4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:



не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и
допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки «3».
4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:







выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в
условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
соблюдает требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
без ошибок проводит анализ погрешностей.
4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:



выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые
ошибки.
4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:



результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:




результаты не позволяют получить правильных выводов;
опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:







обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов
измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять
знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:



дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу на отметку «5», но в нем не
используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой
ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:





дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к ответу на отметку «4», но
обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:



не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:



в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:



в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:



в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических расчетах.
4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:



имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
4.13. Особенности оценивания по технологии
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:



полностью усвоил учебный материал;





умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:






усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:






не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:






не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
4.14. Особенности оценивания по физической культуре
4.14.1. Отметка «5» ставится, если:




упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно;
в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями
для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
4.14.2. Отметка «4» ставится, если:




упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно уверенно;
в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться
изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
4.14.3. Отметка «3» ставится, если:




упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены
незначительные ошибки;
в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться
изученными движениями.
4.14.4. Отметка «2» ставится, если:




упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными
упражнениями.
4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической культуры или
отнесенных к специальной медицинской группе, производится с учетом письма Минобразования
от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию

здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». В работе с
данной категорией обучающихся соблюдается дифференцированный и индивидуальный подход к
организации занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».