УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» _____________________О.Л.Лункина Приказ №____ от ________2023 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СТОЛБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 2023 г. Паспорт программы развития Полное наименование организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Сакского района Республики Крым Документы, послужившие основанием для разработки программы развития 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 3. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203. 4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827. 5. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. 6. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р. 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 9. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС-2021). 10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС-2021). 11. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 12. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 14. . Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07 Сведения о разработчиках Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Сакского района Республики Крым Цели программы развития 1. Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика. 2. Цифровизация образовательной деятельности, делопроизводства. 3. Внедрение ФГОС-2021 и проведение внутреннего мониторинга соответствия аккредитационным показателям. 4. Внедрение ФООП и корректировка образовательного процесса в соответствии с ними, в том числе развитие воспитательной работы. 5. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учѐтом потребностей и возможностей детей. 6. Повышение уровня безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации Комплексные задачи 1. Создание системы сетевого взаимодействия со программы развития спортивными организациями, вузами, организациями сферы культуры, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз. 2. Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования. 3. Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования. 4. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 5. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. Основные направления развития организации 1. Применение ФООП при разработке ООП и организации образовательного процесса. 2. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Период реализации С 2023 года по 2026 год – 4 года программы развития Порядок Средства субсидии на муниципальное задание. финансирования программы развития Целевые субсидии. Средства от приносящей доход деятельности Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Успешно применяются ФООП, в том числе в качестве альтернативы ООП школы. Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 80%. 70% учащихся включено в систему дополнительного образования школы. 100 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным руководством. В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса. Увеличилось на 45% число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. 90 % педагогов обучилось по программам для работы с детьми с ОВЗ. Отсутствуют происшествия, произошедшие на территории организации Ожидаемые результаты реализации программы Обеспечивается качество общего и дополнительного образования, соответствующего ФГОС, ФООП, социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся. Расширился перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся. Организовано профильное обучение на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися в ходе государственной итоговой аттестации. Готовность выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике. Выросло количество и масштабы социально-позитивных инициатив со стороны обучающихся. Педагоги овладели цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач современного образования в условиях ФГОС. Создана эффективная система информационного обеспечения образовательного процесса. Модернизирован школьный медиацентр виртуальных образовательных ресурсов и дистанционного образования Контроль Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации реализации программы развития. Отчетная дата – май программы развития каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом директора МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Корректировку программы развития осуществляет директор МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Информационная справка об организации Сведения об организации. Столбовская восьмилетняя школа введена в эксплуатацию в августе 1974 года. Согласно решения Сакского райисполкома № 277 от 28.08.1987 г, приказа районо № 431 от 01.09.1987 года Столбовская восьмилетняя школа реорганизована в Столбовскую среднюю школу. На основании приказа РОО № 70 от 01.06.1999 года Столбовская средняя школа переименована в Столбовскую среднюю общеобразовательную школу I-III ступеней. На основании постановления Совета Министров № 126 от 16.04.2002 года Столбовской средней общеобразовательной школе I-III ступеней присвоено имя Героя Советского Союза Токарева Н.А. На основании приказа № 37 от 14.02.2005 года Столбовская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней имени Героя Советского Союза Токарева Н.А. переименована в Столбовскую общеобразовательную школу I-III ступеней имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева Сакского районного совета. На основании постановления № 13 от 19.12.2014 года Столбовская общеобразовательная школа I-III ступеней имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева Сакского районного совета Автономной Республики Крым переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательной учреждение «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Сакского района Республики Крым. Школа расположена по адресу: 296520, Республика Крым, Сакский район, с. Столбовое, ул. Советская 13 Учредителем и собственником является муниципальное образование Сакский район Республики Крым. Полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования Сакского района Республики Крым. Полномочия собственника имущества осуществляет Администрация муниципального образования Сакского района Республики Крым. Координацию и контроль за деятельностью осуществляет отдел образования Администрации муниципального образования Сакский район Республики Крым. Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня в рамках дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности. Сведения об обучающихся Оценка содержания и качества подготовки обучающихся – статистика показателей на конец 2023 года Основное общее образовани е 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 19 10 16 15 19 15 16 4 Кол-во уч-ся, получивших «2» по одному предмету 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 7 0 классы Начальное общее образование Количество неуспевающих по классам Среднее общее образование МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Название школы Кол-во уч-ся всего Кол-во уч-ся, получивших «2» по двум и более предметам 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Информация о среднем балле по общеобразовательным учреждениям 1 четверть 2023/2024 учебный год № Название учреждения общеобразовательного Средний балл по школе за 1 четверть (2-9 класс) 2023/2024 учебного года МБОУ «Столбовская средняя школа 4,48 имении Героя Советского Союза Н.А.Токарева» Средний балл по школе за 1 четверть (10-11 класс) 2023/2024 учебного года 4,27 Информация об успешности обучения по итогам 1 четверти 2023/2024 учебного года № Название школы Всего обучающихся в школе Из них обучаются на «3 и 4» «4» и «5» «5» Успешно сть обучения 2-4 классы МБОУ «Столбовская средняя школа имении Героя Советского Союза Н.А.Токарева» 42 5-9 классы 81 по итогам 10-11 класс ы 11 1 четверти 2023/2024 учебного года 73 48 13 100% Характеристика окружающего социума Социум школы представляет собой микро- и макроосреду. Микросреду составляют семьи воспитанников и учащихся. Статистические сведения о социальном статусе семей свидетельствуют о сохранении высокого показателя численности многодетных и социально незащищенных семей. Макросреду или макроокружение представляют различные организации, взаимодействие с которыми позволяет реализовать модель, основанную на интегративной связи образования, науки и социальных структур. Сотрудничество со спортивным комплексом позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуальнодифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности (через посещение учащимися различных спортивных секций). Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Состав и квалификация педагогических кадров ОУ Кол-во педагогов Имеют образование: - высшее педагогическое образование -высшее непедагогическое - среднее профессиональное образование - начальное профессиональное образование - среднее (полное) общее образование Имеют квалификационные категории: - высшую - первую - вторую - соответствие занимаемой должности 17 % от общего числа педагогов 85 2 1 4 10 5 20 4 20 3 15 -без категории без соответствия 9 45 Прохождение курсовой подготовки В учреждении созданы все условия для профессионального роста и роста педагогического мастерства педагогов. В 2023 – 2024 учебном году формами повышения педагогической компетентности были: № Курсовая подготовка 1 «Функциональная грамотность школьников» «Финансовая грамотность для обучающихся основной школы в соответствии с ФГОС ООО» «Организация менеджмента в образовательной организации» «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС СОО» Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы 2 3 "Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности" Особенности введения и реализация обновленного ФГОС НОО 4 5 6 Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО Особенности введения и реализации обновленного ФГОС ООО Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации "Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности Особенности введения и реализации обновленного ФГОС СОО Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации "Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО Колво ч. 144 72 год ФИО 2023 Асанова Каринэ Ильясовна 2023 Сатурина Виктория Андреевна 2023 Валеева Светлана Александровна 2023 Евчук Ирина Витальевна 2023 Мустафаева Салия Зайрединовна 2023 Омельяненко Елена Борисовна 600 940 36 72 36 72 72 72 72 36 36 72 36 144 36 72 144 7 8 9 10 11 12 13 Особенности введения ФГОС СОО Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам Использование современного учебного оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО Подготовка экспертов (председателей и членов) предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ(химия) Особенности введения и реализации ФГОС СОО Использование современного учебного оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности "Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности" Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО Особенности введения и реализации ФГОС СОО Повышение мотивации и эффективности обучения иностранному языку с помощью интеактивных тренажеров (на примере английского языка). особенности введения и реализация обновленного ФГОС ООО. Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности Особенности введения и реализации обновленного ФГОС СОО Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации 2023 Безчаснюк Наталья Васильевна 36 2023 Беловежкин Александр Николаевич 72 2023 Есакова Раиса Борисовна 36 2023 Ларина Елена Владимировна 2023 Мустафаев Энвер Шефкетович 2023 Мустафаева Зарема Алиевна 2023 Пирогова Оксана Юрьевна 36 180 36 36 72 36 144 36 36 72 72 36 72 36 72 36 180 144 ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения 14 15 16 Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС Основы духовно-нравственной культуры народов России как новый предмет в условиях обновленных ФГОС Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС ОО Разговоры о важном»: система работы классного руководителя(куратора) Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО Функциональная грамотность школьников Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО 72 2023 Попова Кристина Анатольевна 2023 Степкина Татьяна Владимировна 2023 Чайникова Лейля Алиевна 72 36 72 58 72 36 36 36 36 Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами: Нагрудный знак «почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» – 2 работника Знак отличия Президиума Государственного Совета Республики Крым - 1 На данный момент школа полностью укомплектована образовательных программ общего образования. для реализации Характеристика достижений организации. В школе работает 1 музей: Музей Боевой славы летчиков-черноморцев МБОУ "Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева" Основания для разработки программы развития Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации; возможные варианты развития. Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOT-анализа Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями внешнего окружения Благоприятные возможности (O) Угрозы (T) Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей Слабая материально- Есть предложения по техническая база сетевому взаимодействию Расширяется конкурентная среда Учебный план имеет разнообразную вариативную часть Недостаточное количество учащихся школы для необходимого набора в профильные классы Есть спрос на профильное и предпрофильное образование Период демографического спада в регионе Развита система организации проектноисследовательской деятельности школьников Нет эффективного механизма оказания платных услуг Школа часто участвует в спортивнооздоровительных мероприятиях различного уровня Недостаточное финансирование дополнительного образования Школьники успешно участвуют в городских, областных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности Библиотечный фонд укомплектован недостаточно, нет новых поступлений, в т. ч. электронных изданий Школы выстроила систему взаимодействия школы с государственными и общественными организациями Школа полностью зависит от бюджетного финансирования в условиях экономической нестабильности Результат самодиагностики в рамках апробации проекта «Школа Минпросвещения России» МБОУ «Столбовская Средняя Школа Имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» Магистральное направление/ Ключевое условие Знание Здоровье Творчество Воспитание Профориентация Учитель. Школьная команда Школьный климат Образовательная среда ИТОГ Базовый уровень Средний уровень Высокий уровень 30 13 20 14 8 17 9 14 124 Изучение и анализ данных, полученных в результате самодиагностики, позволяет сделать следующие выводы: школа находится на среднем уровне. Для дальнейшего развития нашей образовательной организации нам необходимо: 1. Направление «Знание» - в организации сформирована нормативноправовая база, регламентирующая образовательный процесс, обучающиеся 100% обеспечены учебниками в соответствии с ФГОС, функционирует сетевое взаимодействие по реализации образовательных программ в части внеурочной деятельности. Имеются специалисты, оказывающие психолого-педагогическую помощь обучающимся - педагог-психолог. Имеются специализированный кабинет психолога. Однако, в нем не предусмотрены тематические зоны. 2. Направление «Воспитание» - в организации имеется необходимая нормативно- правовая база по направлению воспитательной деятельности, ведѐтся работа, соответствующая политике государства в области воспитания подрастающего поколения. В школе есть комплект государственной символики. На базе Центра «Точка роста», Центра детских инициатив идѐт работа медиацентра, имеется школьная газета, странички школы в социальных сетях, официальный сайт, которые постоянно пополняются актуальной информацией. Отсутствует школьная символика. В школе ведѐт свою деятельность волонтерский. Нет советника директора. Также необходимо увеличить степень активности участия обучающихся в мероприятиях различных общественных объединений, проектов. 3. В школе отсутствуют предпрофиссиональные классы. В данный момент нет соглашений с региональными предприятиями оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий. В образовательной организации имеется музей, школьная театральная студия. Ведѐтся работа по организации деятельности в этих направлениях. 4. В школе должным образом организовано горячее питание. Организована просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни. Ведѐтся подготовка обучающихся 1-5 ступеней к сдаче норм ГТО. Дети систематически участвуют в школьных и муниципальных фестивалях ГТО. При планировании, организации и проведении уроков физической культуры, спортивных занятий, физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований используются все спортивные объекты общеобразовательных организаций. 5. В МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» на данный момент 19 педагогических работника. Педагогические работники регулярно проходят курсы повышения квалификации. В учреждении работает система наставничества. 6. Нормативно правовая база (далее НПБ) сформирована. В штате школы имеется педагог-психолог, который обеспечен оснащѐнным кабинетом. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется в соответствии с рекомендациями по обновлѐнными ФГОС. Охват обучающихся социальнопсихологическим тестированием - 100%. Разработана различные программы сопровождения разных категорий, обучающихся и в том числе антибуллинговая программа. В школе оборудован уголок психологической помощи. Дефицитом является отсутствие тематических уголков психологической помощи. Работа с другими категориями обучающихся и педагогами осуществляется по запросу, по возможности. 7. Образовательное учреждение подключена к ФГИС «Моя школа», обучающиеся получают доступ к оцифрованным учебникам. Ежегодно школа модернизирует своѐ IT-оборудование. В 2023 году на базе школы создан Центр образования естественно – научного и технологического профилей «Точка роста». Центр обеспечен современным IT-оборудование. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» образовательная организация была оснащена современным компьютерным оборудованием, программным обеспечением. На данный момент образовательная организация имеет полное покрытие беспроводным доступом высокоскоростного Интернета на территории организации. МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А. Токарева» зарегистрирована в ИКОП «Сферум». Созданы чаты для педагогов, обучающихся. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ № п/п Мероприятие Ответственный Срок Результат Выполнение 1. Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям 1 Совещание при директоре Директор 2 Проведение внутреннего Заместитель Февраль аудита на соответствие директора по УВР 2024 школы аккредитационным показателям 3 Совещание при директоре и разработка мер по устранению выявленных нарушений 4 Реализация плана мер по Заместитель Май устранению выявленных директора по УВР нарушений 2024 Директор Январь 2024 Протокол Акт внутреннего аудита Февраль- Протокол март 2024 Приказ об утверждении мер Аналитическая справка 2. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 1 Анализ востребованности дополнительного образования Заместитель Январьдиректора по УВР март 2024 Анкетирование и опрос родителей 2 Проведение педсовета с целью определения, какие программы дополнительного Директор Протокол заседания педсовета Апрель 2024 образования надо реализовать 3 Разработка программ дополнительного образования Заместитель Май – директора по УВР август 2024 Педагог дополнительного образования 4 Проведение педсовета с Директор целью определения, как школа может участвовать в реализации госпрограмм Март 2024 Образовательные программы по открываемым направлениям дополнительного образования Протокол заседания педсовета 3. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации 1 Составление плана развития цифровой инфраструктуры школы Заместитель Март директора по АХР 2024 2 Направление на обучение работников цифровым компетенциям Директор План развития цифровой инфраструктуры Май 2024 Приказ 4. Оптимизация работы кадровых ресурсов 1 Совещание при директоре Директор Январь 2024 2 Корректировка плана повышения квалификации работников Заместитель Февраль директора по УВР 2024 Протокол План Механизмы реализации программы развития школы 1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами. 4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических работников, обмена опытом. 6. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов. 2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства. 3. Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств. 4. Создание эффективной профильной системы обучения и развитие проектной деятельности обучающихся. 5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях.